Мы в сети

Актуальное

Что такое нафс, его виды и как с ним бороться

Что такое нафс, его виды и как с ним бороться

«Силен не тот, кто победил других, а силен тот, кто победил себя». Пророк Мухаммад1в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском

Что такое нафс?

Нафс в общем понимании — это внутренняя сущность человека, его эго, а также стремление получить желаемое.

Человеческий нафс чаще всего тянется к плохому, и противится работе над собой. У многих нафс бывает не сдержанным в желаниях, ему постоянно хочется развлечений, богатства, отдыха, вкусной еды и других наслаждений, возможно даже запретных. И чем больше человек следует этим желаниям, тем больше нафс требует. По своей природе нафс похож на маленького ребенка — если ему во всем потакать, то он становится капризным и ненасытным, а если воспитывать, то он может стать терпеливым и достойным.

Виды нафса

Нафс бывает трех видов:

  • «أمارة» (аммара) дословно переводится как «приказывающий», «подталкивающий»
  • «لوامة» (ляууама) дословно переводится как «упрекающий, порицающий»
  • «مطمئنة» (мутмаинна) дословно переводится как «спокойный».

У каждого человека только один нафс, но он способен меняться. Нафс аммара толкает ко злу, мутмаинна — к добру, а ляууама — между ними: иногда к злу, иногда к добру. У кого-то пересиливает один вид нафса, у кого-то другой.

Обычно человеческий нафс тяготеет к злу: велит делать грехи и препятствует добрым делам — это нафс аммара. А когда человек старается пересилить себя и терпит, поступая наперекор своим желаниям2желаниям делать грехи и стремлениям к мирским наслаждениям, то его нафс меняется и становится ляууама (двойственным, переменчивым и колеблющимся). Он «двуличен»: одно «лицо» повернуто к мутмаинна, а другое — к аммара, то есть иногда толкает к добру, иногда — к грехам. А если человек дальше работает над собой, желая особого благоденствия на Том Свете, то его нафс становится мутмаинна — приказывает делать только добро и наслаждается этим. В добрых делах нафс мутмаинна находит удовольствие, а зло вызывает у него отвращение — он бежит от него.

О том, что нафс бывает трех видов, сказано в Священном Кур’ане3это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن:

—              о нафсе мутмаинна сказано в суре 89 «Аль-Фаджр», аят 27

—              о нафс ляууама сказано в суре 75 «Аль-Кыяма», аят 2

—              о нафсе аммара сказано в суре 12 «Юсуф», аят 53

Нафс аммара

Нафс аммара приказывает делать все плохое. Это то, к чему изначально тяготеет нафс по своей природе. Желанием делать плохое страдают все, кроме тех, кому Аллах4в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую даровал стремление к добру и укрепил в этом. Поэтому никто не может избавиться от вреда своего нафса без тауфик — удачи и помощи от Аллaхa. Сказано в Священном Кур’ане5это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 12 «Юсуф», аят 53) сказано о том, что нафс человека подталкивает делать зло, если только Господь не проявит к нему Милость.

Нафс ляууама

Некоторые ученые объясняют сущность нафса ляууама, основываясь на одном из значений этого слова — «колеблющаяся». То есть состояние обладатель нафса ляууама изменчиво (нестабильно): он то грешит, то кается, то черствый, то мягкий, то любит, то ненавидит, то доволен, то злится, то покорен Создателю, то нарушает Его запреты, то богобоязненный, то большой грешник. Такой человек постоянно находится в колебании: бывает, что он стремится к чему-то хорошему, вспоминает о добрых делах, но вскоре отвлекается, забывает об этом, и, следуя мирским страстям, совершает грехи, а совершив грех, понимает, что поступил плохо, и страдает от этого.

Другие ученые объяснили, что нафс ляууама означает «порицающий, упрекающий». То есть обладатель такого нафса постоянно обвиняет себя: «Зачем я сделал этот грех?» или «Почему я так поступил? Мог бы поступить гораздо лучше!» Такой нафс присущ верующим людям, которые еще не достигли высокой степени благочестия: их нафс сначала толкает их к греху, а потом упрекает за этот грех. Этим он отличается от нафса аммара, который тоже толкает своего обладателя к грехам, но не испытывает никаких угрызений.

Аль-Хасан Аль-Басрий, упоминая аят 2 суры 75 «Аль-Кыяма», сказал про нафс ляууама означающее: «Разумный мусульманин постоянно размышляет [над своим поведением], спрашивая себя: “Есть ли польза от слов, которые я сказал?  Есть ли польза еды, которую я съел? Есть ли польза от мыслей, которые приходят ко мне?” А большой грешник не останавливается и не порицает себя». То есть у разумного мусульманина развит самоконтроль, он постоянно анализирует свое поведение, чтобы исправиться и не повторять ошибок.

А также нафс ляууама порицает верующего за то, что он упустил шанс сделать больше добрых дел, недостаточно выкладывался в покорности Аллаху6в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, не лучшим образом проводил свое время.

Нафс мутмаинна

Если верующий поборол свои земные страсти, и его нафс достиг степени мутмаинна, то он находит радость и спокойствие в поклонении Господу, полностью уповает на Создателя и доволен всем, что Аллах7в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую предопределил ему. В его сердце словно рассеивается туман, который отвлекает от покорности Богу, и он достигает духовного просветления. Но достигнуть этого без помощи Создателя невозможно.

Сказано в Священном Кур’ане8это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 13 «Ар-Ра‘д», аят 28) о тех, кому Аллах9в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую даровал истинный путь: означающее: «[Они -] те, кто уверовали, и успокоились их сердца упоминанием Аллаhа, -[воистину] именно упоминание Аллаhа успокаивает сердца». Известный толкователь Кур’ана10это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن имам Ан-Насафий сказал, что в этом аяте «упоминание Аллаhа» означает либо зикр11слово «зикр» может означать не только повторение конкретных фраз, но и выполнение Намаза, получение и повторение религиозных знаний и т.д., либо чтение Кур’ана12это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن, либо размышления о тех благах, которые Аллаh обещал богобоязненным.

Человек, чей нафс достиг степени мутмаинна, глубоко удивляется тому, что люди пренебрегают соблюдением повелений Аллаха13в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, ведь в этом — умиротворение, духовная радость и наслаждение. А также он поражается тому, что они преступают запреты и следуют своим страстям, ведь в грехах только горечь, подавленность и печаль. Он думает, что у всех такое же восприятие, как и у него, а потом вспоминает, что раньше он был таким же — чувствовал радость от следования своим страстям, а в соблюдении видел тяжесть. И тогда он понимает, что не достиг бы этой степени без длительной и усердной работы над собой и без помощи Аллаха.

Обладатель нафса мутмаинна — совестливый, у него хорошие намерения, атмосфера вокруг него чиста от любого зла, его старания в том, что приближает к Господу, усердны, его нафс отрекся от этой бренной жизни, он не повторяет ошибок.

Нафс аммара или ляууама — это испытание человеку от Всевышнего, а нафс мутмаинна — это великий дар от Аллаха14в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую по Его милости. Мало тех, кто имеет нафс мутмаинна.

Мутмаинна — это максимальная степень благочестия, которой может достичь нафс. Это полноценное совершенное состояние нафса, верным спутником и советником которого становится ангел — он помогает делать добрые дела, внушает хорошие мысли. И если спутник нафса мухмаинна — ангел, то неразлучный друг нафса аммара — шайтан.

Пророк Мухаммад15в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском называл борьбу с нафсом «большим джихадом». Он включает в себя борьбу с собственными недостатками, а также исправление других людей.

У человека есть три врага: шайтан из джиннов, шайтан из людей и его собственный нафс. И иногда эти враги объединяются.

Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий сказал: «Воистину, у шайтана с нафсом в сердце человека идет скрытый диалог, но ты не услышишь его ушами. Шайтан обращается к твоему нафсу, и нафс понимает его, но шайтану не дано знать скрытое». То есть шайтан напрямик обращается к нафсу и наущает ему что-то сказать или сделать, и хотя люди не слышат этих наущений, но нафс все понимает. Шайтан внушает человеку разные мысли, но не знает, что тот думает по этому поводу. Поэтому он внимательно наблюдав за реакцией, выражением лица, поведением, а также человек может выдать свои мысли, если озвучит их.

Сказано в хадисе: «Самый большой твой враг твой нафс, который в тебе самом».

Не стоит недооценивать нафс, он — сильнейший враг! Нужно бороться с ним, не сдаваться. Если следовать его прихотям, то он погубит тебя. Именно нафс является причиной большинства грехов человека. Если человек не будет бороться, а подчиниться своему нафсу, то нафс уничтожит его.

Имам Аль-Бусырий сказал означающее: «Не слушайся нафса и шайтана, и будь против них, а если показалось, что они дают тебе хороший совет, то не поддавайся им».

Пророк рекомендовал читать такое ду‘а:

«О, Аллаh! Защити нас от зла, к которому склоняются наши нафсы».

Воистину, нафс — удивительное создание Аллаха16в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую! Из заклятого врага, который тянет в ад, вы можете превратить его в верного друга, который помогает достичь Рая, но для этого важно приложить усилия и побороть его.

Как изменить свой нафс

Симптомы «больного» нафса и варианты лечения:

  • Желание совершать грехи. Когда нафс уговаривает вас совершить грех, вы обязаны перебороть его и подчинить себе, чтобы, наоборот, нафс служил вам, ограждая от грехов.

Ученые сказали: «Если [у человека] возникло хотя бы слабое желание сделать грех, то пусть лечит свой нафс — не делает грехов и не слушает свой нафс, который по своей сущности склоняет к грехам! Пусть всеми силами сражается с нафсом, потому что в этот момент нафс — его враг, который подталкивает его к вечному наказанию».

В книге ‘Абдуллаhа Аль-Хаддада «Адабу сулюк аль-мурид» («Путь мурида») сказано: «А если ты почувствовал в себе склонность к нарушениям и желание совершить грех, то поверни [свой нафс] назад плетью страха. То есть напомни себе о том, что Создатель обещал грешникам унижение, бесчестие и позор, страшные наказания и лишения, презрение и поражение».

Примечание: Если же нафс довел человека до греха, то нельзя с этим мириться и не стоит отчаиваться, а надо покаяться. И никогда не переставайте каяться, даже если много грешите. Каяться в грехах — это как стирать одежду каждый раз, когда она испачкалась. Но не относитесь к грехам легкомысленно, думая, что всегда сможете покаяться!

  • Лень. Нафс может не только тянуть к развлечениям и плохим поступкам, но и отговаривать от выполнения религиозных обязанностей и от полезных дел. Если не получается перебороть лень, вспомните разрушительницу всех мирских наслаждений — смерть, которая приходит внезапно и может настать в любой момент. Представьте, что это последний день в вашей жизни, и у вас больше не будет шанса ничего исправить.

Великий суфий ‘Абдуллah Аль-Хаддад сказал: «О, мурид! Если ты почувствовал лень в поклонении Аллаhу, и тебе стало тяжело делать хорошее, то обуздай свой нафс, накинув на него поводок ожиданий. То есть напомни себе о том, что Создатель обещал Своим покорным рабам высокую награду, великую победу, вечные наслаждения, Свою милость и одобрение, вечное пребывание в райских садах, почет и достоинство у Аллаhа и у рабов Аллаhа».

Одно из важнейших лекарств для нафса — терпение. Это означает пересиливать свой нафс, не переходить рамки дозволенного и заставлять себя выполнять все обязанности, а также больше делать другие одобренные дела.

Есть три вида обязательного терпения: в соблюдении того, что повелел Аллaх, в воздержании от того, что запретил Аллах17в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, и в испытаниях, ниспосланных Аллахом18в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую. Кроме обязательного, есть желательное терпение, которое включает в себя отказ от разрешенных мирских удовольствий, выполнение дополнительных ночных Намазов, ритуалов-сунна и других добрых дел.

‘Абдуллаh Аль-Хаддад в книге «Путь мурида» сказал: «[О мурид, теперь] ты знаешь, что проявив терпение в воздержании от грехов и страстей, а также в совершении добра, ты получишь много блага и достигнешь высокой степени и почетного места [в Раю]».

  • Самодовольство — это когда человек гордится собой, превозносит свои заслуги, забывая, что все хорошее, что в нем есть, все его таланты и умения — это дар от Аллаха19в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, Например, он научился красиво читать Священный Кур’ан20это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن и думает: «Какой я молодец! Какой я умный!», забывая, что это дар от Всевышнего. Это является грехом.

Некоторые люди, боясь, что в их сердцах возникнет самодовольство, вовсе отказываются от хороших дел. Но не стоит так поступать! Ведь это — одна из уловок шайтана. Если он не смог препятствовать вашему доброму делу, то может хотя бы лишить вас вознаграждения за это дело, внушая вам мысли о собственном величии. И нафс может положительно воспринять эту лесть шайтана, ведь самодовольство исходит именно от нафса. Однажды имамы Хорасана спросили у шейха Шиhабуддина Ас-Суhраурадий: «Если делать [доброе] дело, то в сердце может проникнуть самодовольство, а если не делать, то оно начинает лениться. [Как быть?]» Он ответил: «Делай [добрые] дела и избавляйся от самодовольства, помня, что оно исходит от нафса. И делай истигфар21например, слова «астагфируллаh» или «аллаhумма-гфир ли» — воистину, это искупление! Но не оставляй дела!»

Воспитайте свой нафс, и он станет вашим верным помощником. Грехи и низкие поступки будут вызывать у него отвращение, а добрые дела станут приятными и желанными. Но для этого придется потрудиться, так что приготовьтесь к серьезной работе над собой.

Вот несколько советов по воспитанию нафса:

►           Старайтесь избавиться от зависимостей, поскольку они ослабляют человека, лишают его силы воли, и это — основная причина грехов. Зависимости могут казаться «безобидными», как, например, любовь к красивым вещам, но могут перерасти в непреодолимое желание и сделать человека — слабым и безвольным, и, в конечном счете, привести к грехам. Например, кому-то нравятся красивые машины, он мечтает, что когда-то у него будет такой автомобиль, следует своему нафсу, со временем его желание становится сильным и однажды может толкнуть его совершить нечестную сделку или украсть такую машину.

►           Некоторые благочестивые верующие воспитывали свой нафс, отказываясь даже от дозволенных мирских наслаждений, таких как вкусная еда, красивая одежда, комфортные условия жизни и т.п. Это делает человека сильным, он готов к большим испытаниям — ничто не сможет сломить его волю! А любовь к комфортной жизни и мирским наслаждениям делает его слабым и уязвимым.

►           От грехов надо избавляться решительно — раз и навсегда перестать их делать. А что касается отказа от разрешенных земных радостей, то далеко не многие могут изменить свой нафс за один раз, и тогда нужно действовать постепенно. Например, если человек резко сокращает количество сна или еды для того, чтобы воспитать свой нафс, то может не выдержать, сорваться и не достигнуть желаемого.

►           Чтобы воспитать нафс, надо действовать ему наперекор. Если у вашего нафса слабость к вредной еде, то постепенно откажитесь от нее (к тому же это пойдет на пользу вашему здоровью). Если любите спать на мягкой постели, научитесь спать на твердом. Если чувствуете привязанность к вещам, отдайте их другим. Выражаясь современным языком, «выходите из зоны комфорта» и станете сильными.

►           Страсть к земным наслаждениям лечится аскетизмом. Постепенно приучите свой нафс к малому количеству еды, избавьтесь от лишних вещей. Не прикипайте всем сердцем ни к предметам, ни к людям. Любимый человек, ребенок, друг — тоже относятся к мирским радостям. Не связывайте свое сердце с созданными — любите их ради Создателя, ни на мгновение не забывая о своем истинном предназначении.

Один поэт сказал: «Нафс — как ребенок [который привык к груди матери]. Если не заниматься им [не воспитывать], то он так и вырастет, привыкшим к грудному молоку. А если отлучить [от груди], то он отвыкает». Трудно отлучить ребенка от груди, но это надо сделать для его же блага. Так же и с нафсом — трудно бывает ломать его, исправлять, воспитывать, но без этого не достичь благочестия и высокой степени.

В Священном Кур’ане22это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 79 «Ан-Нази‘ат», аяты 40-41) сказано означающее: «Тому же, кто боялся отчета перед своим Господом и запрещал своему нафсу следовать страстям, воистину, пристанищем будет Рай».

Реклама

Актуальное

Существование Бога

Существование Бога

Доказательства существования Бога

Хвала Аллаху23в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах24в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

— несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

— и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

Пророк Мухаммад25в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

Пророк Мухаммад26в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране27это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

А также сказано в Коране28это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.

Продолжить чтение

Актуальное

Что лучше — книги в бумажном или электронном виде?

Что лучше - книги в бумажном или электронном виде?

В последние годы не утихали споры что лучше: книги в бумажном или электронном виде? У книги не заканчивается батарейка!

Основное преимущество электронных книг в том, что они не занижают место на палках, их удобно носить с собой, даже если это целая библиотека, а также информацией в электронном виде легко делиться с друзьями. Это, безусловно, большие плюсы, но и отказываться от бумажных книг не стоит.

Первоначально электронные книги вызвали настоящий бум, но последние годы прослеживается стойкая общемировая тенденция: продажи книг на электронных носителях идут на спад, в то время, как объёмы реализации бумажных изданий растут.

При всех очевидных преимуществах электронных гаджетов бумажные книги выигрывают по самым важным параметрам — материал на бумаге запоминается и усиливается лучше, чем прочитанный с экрана электронного гаджета. Многочисленные исследования показывают, что для усвоения информации с бумажного носителя человек перечитывает текст намного меньше раз, а в памяти она хранится гораздо дольше. К тому же воспроизвести информацию помогает то, что часто люди запоминают не только сам текст, но и его расположение на бумажной странице, они помнят, где оно было написано — в начале книги или в конце, что практически невозможно при чтении электронных книг.

«При запоминании текста у человека возникает ментальная карта произведения. Чтобы найти, на какой полке у нас лежит нужная информация, память пользуется серией подсказок. Например, надо вспомнить место и обстоятельства, где эта информация была получена. В роли таких опознавательных знаков-подсказок служат тактильные ощущения от контакта с книгой, текстура страницы, обложка и оформление. Кроме, того, возможность листать бумажные страницы даст нам важное ощущение объёма произведения — мы можем мысленно путешествовать по страницам. Все это складывается в уникальную архитектуру прочитанной книги и долго хранится в нашей памяти. Электронная же книга лишена опознавательных знаков. И эта безликость приводит к тому, что в памяти она хранится хаотичным, беспорядочным образом».

Парадоксально, но именно появление электронных книг помогло осознать важность и ценность традиционной бумажной книги. А также стала еще более очевидной важность дизайна книг оформление обложки и страниц, фактура и цвет бумаги, формат книги, рисунки все это не новое «излишество», а на прямую связано с восприятием и запоминанием информации.

«Не могу читать больше двух книг подряд с электронного носителя – процесс чтения начинает казаться однообразным и физически раздражать. Если есть возможность прочитать «живую» книгу – с большим удовольствием и предпочтением выберу именно этот вариант».

Бумажная книга дает ощущение реальности, в то время как электронная книга воспринимается как эфемерная, виртуальная, «нереальная», она неосязаема и оставляет ощущение незаконченности, неудовлетворенности.

В электронном виде целесообразно читать то, что не нужно запоминать — новости, а также электронные справочники, которые удобно всегда иметь под рукой. Но если речь идет об учебной, художественной, детской литературе или книгах, которые важны для вас, то лучшим вариантом остается бумажная версия.

«Мое чтение, чаще всего, происходит именно в транспорте, поэтому желание экономии места в сумке и вес данной «библиотеки» сделали свое дело в пользу ридера… но, после прочтения нескольких книг остался осадок, что я пропустила что-то важное, что-то не заметила, не услышала… нет ощущения, что я познакомилась с книгой, а жаль.»

Еще один вопрос — мотивирует ли экран читать в той же степени, в какой делает это бумага? Вот что говорят исследователи:

«Выяснилось, что активность симпатической нервной системы (она возбуждает деятельность сердца) гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги. Электронная книга стимулирует организм почти в два раза слабее. Это значит, что текст на бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям. Кстати, именно поэтому не стоит рассчитывать, что использование ридеров привьет любовь к чтению. Историям, прочитанным с электронного носителя, гораздо труднее завладеть нашим вниманием».

Несколько интересных наблюдений в пользу бумажных книг:

#             Носитель влияет на скорость восприятия информации. Добровольцам предложили прочитать короткий рассказ на разных носителях: бумажных и электронных. Быстрее прочитали произведение те, кому досталась бумажная книга.

#             Учебная литература по-прежнему остается популярной именно на бумажном носителе. Здесь даже молодежь отдает предпочтение классическому бумажному изданию. Исследования показали, что при чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников намного выше, чем при использовании гаджетов.

#             При чтении книг с электронных носителей могут возникнуть известные неудобства: экран отсвечивает («бликует»), не всегда корректно отображаются разные форматы, устройство может отключиться в самый неподходящий момент, особенно в поездках, когда нет возможности подзарядить батарейку.

#             Чтение книг с бумажных носителей и электронных ридеров, имитирующих бумажную книгу, примерно одинаково влияет на зрение, чего не скажешь о чтении книг с экранов телефонов, планшетов и компьютеров, поскольку в этом случае дополнительное негативное влияние на глаза оказывают блики, мерцание, активные объекты, искажение цветов и предметов.

#             Как известно, книга — лучший подарок. Тем более, что красивая книга — это не только полезная информация, но и украшение дома.

#             В бумажную книгу можно заносить пометки на полях, кстати, это — традиция мусульманских ученых, и даже есть вид искусства оформления записей на полях на арабском языке.

#             Бумажная книга «живёт» дольше. Книга может выступать в роли семейной реликвии — ее бережно хранят, перечитывают и передают из поколения в поколение.

#             И, наконец, удовольствие от чтения бумажной книги несравнимо больше, чем от электронной. А также больше удовлетворения от понимания того, что прочитал толстую книгу.

Факты о пользе чтения:

  • Чтение — привычка успешных людей. Оно развивает мышление, воображение, и задействует те мыслительные процессы, которые не возникают при других видах деятельности. Исследователи говорят, что начитанность связана и с финансовым благополучием — в наше время большинство обеспеченных людей регулярно читают, получают знания и развиваются, в то время как остальное население предпочитает чтению просмотр телевизора и разных видео в интернете.
  • У тех, кто много читает, реже наблюдается развитие старческого слабоумия (деменция). У тех же, кто не интересовался книгами, болезнь Альцгеймера прогрессировала на 50% быстрее, чем обычно.
  • Нейрофизиологи обнаружили, что несколько минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70%.
Продолжить чтение

Актуальное

Кто застанет Конец Света в Исламе

Кто застанет Конец Света в Исламе

Перед самым Концом Света люди погрязнут в неверии и грехах. К тому времени на земле уже не останется ни одного мусульманина.

Пророк Мухаммад29в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском сказал означающее:

«Не настанет Конец Света до тех пор, пока на земле есть те, кто говорят: “Аллах, Аллах30в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую

Объясняя эти слова, ученые сказали, что Конец Света не настанет, пока на земле есть те, кто упоминают Аллаха и поклоняются Ему. В другой передаче хадиса вместо слов «Аллах, Аллах!», сказано: «Ля иляhа илляллаh31нет создателя, кроме Бога!».

Рассказывая о признаках Конца Света, Пророк Мухаммад перечислил их и сказал: «И тогда останутся худшие из людей. И мужчины будут совокупляться с женщинами [в присутствии других людей] — так, как это делают ослы. Именно их и настигнет Конец Света».

А также Пророк сказал означающее: «И останутся [только] те, в ком нет блага, и они вернутся к религии своих предков [- язычеству]».

‘Абдуллаh ибн ‘Амр ибн Аль-‘Ас сказал, что не настанет Конец Света, пока не останутся [на земле] худшие из созданий — они [даже] хуже людей [времен] джахилии! Что бы они ни просили у Создателя, оно не сбывается.

В другом хадисе сказано означающее: «Тогда на земле останутся самые худшие из людей, которые будут стремиться к злу так же быстро, как летит птица, а нравы их будут подобны нравам диких зверей [- они будут угнетать и враждовать друг с другом]. Они не признают добро и не запрещают зло. И явится [к ним] шайтан [в каком-то образе] и скажет им: «Подчинитесь ли вы мне?» И они ему скажут: «А что ты прикажешь нам?» И он приказывает им поклоняться идолам. И они [подчинятся ему] в этом и получат ризк и приятную жизнь, а потом протрубит Горн и каждый, кто услышит, будет [вслушиваясь] вытягивать шею и наклонять голову. Первым, кто услышит этот звук, будет мужчина, который ремонтировал, обмазывая глиной, резервуар, из которого пьют его верблюды. Этот звук поразит насмерть его и всех остальных людей».

Когда ангел Исрафиль протрубит в Горн, от этого пронзительного звука разорвутся сердца людей. Тогда умрут и люди, и джинны, и животные. А также умрут ангелы32некоторые ученые сказали, что не умрут ангелы-хранители Рая, ада и ангелы, которые держат Арш, а также гурии, слуги Рая (уильдан) и адские змеи и скорпионы, и последним из них умрет ангел смерти ‘Азраиль.

Конец Света настанет неожиданно. В этот момент люди не будут подозревать, что наступил конец жизни в этом мире.

Имам Аль-Бухарий передал от Абу Хурайры хадис Пророка означающее:

«И Конец Света наступит [так неожиданно, что] двое (продавец и покупатель) развернут ткань и не успеют ни совершить сделку, ни свернуть ткань. И тот, кто надоил верблюжьего молока, не успеет его выпить, и человек, обмазывающий глиной резервуар, не успеет напоить из него [свой скот], и тот, кто поднес ко рту кусок еды, не успеет его съесть».

Сказано в Священном Коране33это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 47 «Мухаммад», аят 18) означающее:

«Неужели они ожидают чего-то, кроме Конца Света, который настигнет их внезапно?! Ведь уже сбылись его приметы! Но к чему им напоминание о нем, когда он уже наступит?!»

Возможно, мы или наши дети станут свидетелями больших Признаков Конца Света. Но когда бы он ни настал, мы должны с усердием готовиться к Судному Дню, ведь конец нашей собственной жизни настанет быстрее.

Продолжить чтение

Спешите приобрести

Реклама
Про Рай в Исламе
Вероучение11 часов

Про Рай в Исламе

Как выглядит Аль-Арш - потолок Рая
Вероучение3 дня

Как выглядит Аль-Арш — потолок Рая

О создании Богом солнца и луны
Вероучение4 дня

О создании Богом солнца и луны

Доска судеб в Исламе (Лавхул Махфуз)
Вероучение6 дней

Доска судеб в Исламе (Лавхул Махфуз)

Создание Небес и земли
Вероучение1 неделя

Создание Небес и земли

Первое создание Бога
Вероучение1 неделя

Первое создание Бога

История Пророков - Сотворение Адама и мира
Видео2 недели

История Пророков — Сотворение Адама и мира

Что сказано в Кур`ане о Пророке Ибраhиме (Аврааме)
Истории3 недели

Что сказано в Кур`ане о Пророке Ибраhиме (Аврааме)

История Пророков - Пророки в Исламе
Видео3 недели

История Пророков — Пророки в Исламе

Существование Бога
Актуальное4 недели

Существование Бога

Пророк Ибрахим (Авраам) в Исламе
Истории1 месяц

Пророк Ибрахим (Авраам) в Исламе

О заговоре неверующих против Пророка Салиха и об их наказании
Истории2 месяца

О заговоре неверующих против Пророка Съалиха и об их наказании

Сура Ясин - Толкование аятов 15-31
Видео2 месяца

Сура Ясин — Толкование аятов 15-31

Что лучше - книги в бумажном или электронном виде?
Актуальное2 месяца

Что лучше — книги в бумажном или электронном виде?

Кто застанет Конец Света в Исламе
Актуальное2 месяца

Кто застанет Конец Света в Исламе

История о великом терпении Пророка Юсуфа
Истории2 месяца

История о великом терпении Пророка Юсуфа

Что сказано о терпении в Исламе
Актуальное3 месяца

Что сказано о терпении в Исламе

Огонь из Йемена - последний большой признак Конца Света
Актуальное3 месяца

Огонь из Йемена — последний большой признак Конца Света

Воспитание детей в Исламе (видео)
Актуальное3 месяца

Воспитание детей в Исламе (видео)

Разрушение Медины перед Концом Света
Актуальное3 месяца

Разрушение Медины перед Концом Света

Популярное