Мы в сети

Исламское вероучение в изложении имама Ан-Насафий

’Акъыда Ан-Насафийя (ч.1)

’Акъыда Ан-Насафийя (ч.1)

Имам Ан-Насафий (да будет ему милость Аллаhа) сказал: «Истинные теологи»(1) сказали:

«Сущность всего существующего — установлена (сабита(2)). И знание о сути вещей неоспоримо(3) (мутахаккык) вопреки мнению философов-софистов(4).»

Путей получения [истинных] знаний у людей три: нормальное восприятие(5), достоверные сведения, разум.

Существует пять путей восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Каждое из этих ощущений, например, слух, вкус, обоняние, воспринимает именно то, для чего оно было создано.

Достоверные сведения бывают двух видов: (Первое) — достоверное известие (хабар мутауатир(6)). Это информация, переданная таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились об обмане. И оно дает нам такие знания, которые не нуждаются в доказательствах и дополнительных размышлениях (‘ильм дарурий), например, знания о правителях, которые правили в давние времена в далеких странах.

(Второе) — сообщение Посланника(7). Его пророческая миссия подкреплена Чудом(8), поэтому все, что Он передает, является достоверной информацией (‘ильм истидлялий(9)). Знание, полученное от Пророка, подобно знанию, полученному через непосредственное восприятие, то есть несомненно.

Разум также является способом получения истинных знаний.

Знания, полученные при помощи разума, бывают очевидными — опирающимися на здравый смысл и не требующими размышления (‘ильм дарурий) (например, что часть меньше целого), или приобретенными (иктисабий) — требующими изучения и рассуждения (истидляль).

Теологи (Аhлюль-хакк) сказали, что озарение (ильhам) не является путем(10) познания истины (ма’рифа).

[hr]

(1) — Аhлюль-хакк («несущие истину»), то есть теологи Аhлюс-сунна уаль-джама’а

(2) — Утверждена, то есть все существующее (ашья’) существует реально, а не является иллюзией или чем-то воображаемым. Существующее — это то, что можно наблюдать (то есть созданные, наличие которых подтверждает существование Создателя), а также то, существование чего подтверждает Шари’ат (здесь речь идет о Создателе, Которого мы не можем себе представить, но знаем, что Он Существует).

(3) — то есть суть вещей познаваема и истинное понимание вещей возможно (это отрицают только философы-софисты)

(4) — они утверждали, что объективной истины не существует, а есть только субъективное восприятие вещей

(5) — например, органами чувств, которые адекватно (без искажений) воспринимают действительность

(6) — Известие мутауатир — это такое сообщение, в правдивости которого нет ни малейшего сомнения, поскольку в нем не допускается вероятность обмана. Для того, чтобы сообщение являлось мутауатир (достоверным), есть 4 условия (условия тауатур): 1) это известие передано таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились об обмане; 2) это известие передавалось по цепочке от одной большой группы к другой (не меньшей по численности) — и так от начала до конца; 3) в этом сообщении должно рассказываться о явном событии (то, что можно видеть, слышать, чувствовать на вкус и т.п.), а не должно быть умозаключением, и оно должно быть передано от тех, кто сами были его свидетелями; 4) чтобы это сообщение содержало полезную информацию. Условия тауатур должны соблюдаться на всех ступенях передачи информации. Если в первой группе передатчиков не были соблюдены условия тауатур, то даже если в последующих ступенях будет большое количество людей, это уже не будет достаточным, чтобы считать эти знания достоверными (имеющими степень тауатур).

(7) — а также Пророка, который не является Посланником

(8) — Чудо (Му’джиза) — это необычное явление, которое происходит у того, кто утверждает, что он — Пророк, и это явление подтверждает истинность того, что он говорит. Чуду Пророка невозможно противопоставить какое-либо другое необычное явление.

(9) — То есть знание, полученное путем доказательства. Например, когда два утверждения приводят к третьему (выводу): 1) мир изменяется; 2) все, что меняется нуждается в том, кто его меняет (то есть создает изменения); 3) у мира есть Создатель.

(10) — объективным доказательством

[hr]

348 просмотров
Книги по Исламу
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спешите приобрести

Популярное