Мы в сети

Коран

Толкование Суры 78 «Ан-Наба»

Толкование Суры 78 «Ан-Наба»

Священный Кур ан содержит 114 сур и 6666 аятов и разделен на 30 приблизительно равных частей (джузов), каждая из которых имеет свое название. В последней части Кур ана самое большое количество сур — 37, но они короткие, и поэтому часто изучение Кур ана начинают именно с этого джуза, который называется «’Амма».

Сура 78 «Ан-Наба»

Эта сура состоит из 40 аятов. По единогласному заключению всех мусульманских ученых все они были ниспосланы в Мекке.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

[Начинаем] с именем Аллаhа — Милостивого для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете.

عَمَّ يَتَسَاءلُونَ ﴿١﴾

  1. О чем же они спрашивают друг друга?

Этот аят был ниспослан, когда Пророк Мухаммад получил Откровение, и неверующие стали спрашивать друг друга: «К чему он призывает?» и спорить между собой. Имам Ан-Насафий в своем тафсире дал и другое толкование этого аята: «Неверующие с насмешкой спрашивали о воскрешении после смерти».

عَنِ النَّبَإِ الْعَظِيمِ ﴿٢﴾

  1. О великой вести

Они расспрашивали друг друга об Откровении, которое получил Пророк, о том, к чему он призывает, о Кур’ане, воскрешении мертвых и Судном дне.

الَّذِي هُمْ فِيهِ مُخْتَلِفُونَ ﴿٣﴾

  1. О которой у них разные мнения

Некоторые неверующие отрицали, что будет воскрешение мертвых (Судный День], а другие сомневались в этом. В другом толковании сказано, что мусульмане подтверждали, что будет День Суда, а неверующие отрицали.

كَلَّا سَيَعْلَمُونَ ﴿٤﴾

  1. Так нет же! Они скоро узнают!

Это ответ неверующим, которые отрицали воскрешение и Судный День, и предупреждение о наказании, которое уготовано им.

Имам Ан-Насафий в тафсире этого аята написал, что неверующие убедятся воочию в истинности того, что они отвергали.

ثُمَّ كَلَّا سَيَعْلَمُونَ ﴿٥﴾

  1. Да! Они скоро узнают!

Это повторение предыдущего аята с усилением. И смысл этого в еще большем устрашении неверующих. А также устрашение есть в том, что здесь не сказано, какое именно наказание их ждет.

И в подтверждение того, что Аллаh может воскресить умерших, в последующих аятах содержится доказательство Всемогущества Творца.

В Кур’ане в некоторых аятах Аллаh говорит о Себе от первого лица. При этом иногда используется местоимение «Мы», но не в значении множественности, а для возвеличивания.

أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ مِهَادًا ﴿٦﴾

  1. Разве Мы не создали землю колыбелью?!

В самом начале сказано о земле, так как это то, с чем человек постоянно сталкивается. И в описании земли используется слово «миhад», которое означает место, подготовленное для младенца, чтобы ему было удобно на нем спать. Подобно этому земля создана такой, чтобы людям было удобно на ней жить.

وَالْجِبَالَ أَوْتَادًا ﴿٧﴾

  1. И горы — сваями?!

Аллаh укрепил землю с помощью гор, чтобы она не двигалась и не колебалась. Они подобны сваям, так как у гор есть корень, и он в два раза больше высоты горы над землей.

وَخَلَقْنَاكُمْ أَزْوَاجًا ﴿٨﴾

  1. И Мы создали вас парами

Аллаh создал людей парами, то есть мужчинами и женщинами. А в другом толковании сказано, что люди созданы разными — по цвету кожи, внешности, языку и т.д., чтобы они задумались. И те, кто имеет превосходство, пусть будут благодарны [Создателю], а кто не имеет — пусть проявляет терпение [понимая, что у каждого свое испытание].

وَجَعَلْنَا نَوْمَكُمْ سُبَاتًا ﴿٩﴾

  1. И Мы создали ваш сон перерывом

Аллаh Всевышний создал для людей сон, дающий отдых и спокойствие. В аяте сон назван перерывом, так как он прерывает движения и все дела людей, которыми был наполнен их день и из-за которых они устали.

وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ لِبَاسًا ﴿١٠﴾

  1. И Мы создали ночь покровом

Аллаh Всевышний создал ночь, которая скрывает человека от посторонних глаз.

وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشًا ﴿١١﴾

  1. И Мы создали день для жизни

Аллаh Всевышний создал день временем, когда люди трудятся и добывают средства к существованию. Поэтому день назван временем для жизни, тогда как ночью человек спит и поэтому подобен мертвому.

وَبَنَيْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعًا شِدَادًا ﴿١٢﴾

  1. И Мы воздвигли над вами семь твердынь

Аллаh Всевышний создал семь огромных крепких совершенных Небес, которые не ветшают и не разрушаются со временем. Расстояние между ними — 500 лет пути, и их толщина такая же.

وَجَعَلْنَا سِرَاجًا وَهَّاجًا ﴿١٣﴾

  1. И Мы создали светильник пылающий

Аллаh Всевышний создал солнце, дающее свет1. А также солнце излучает жар.

وَأَنزَلْنَا مِنَ الْمُعْصِرَاتِ مَاء ثَجَّاجًا ﴿١٤﴾

  1. И Мы спустили из облаков воду, обильно льющуюся

В этом аяте сказано о дожде, который идет, когда ветер «выжимает» тучи. Также имам Ан-Насафий в толковании этого аята пишет, что Аллаh Всевышний посылает ветра, которые переносят воду с Небес в облака 2 .

لِنُخْرِجَ بِهِ حَبًّا وَنَبَاتًا ﴿١٥﴾

  1. Чтобы взрастить с его помощью зерна и растения

Благодаря дождю из земли прорастают зерна (ячменя, пшеницы и т.д.) и другие растения (деревья, травы и т.д.).

وَجَنَّاتٍ أَلْفَافًا ﴿١٦﴾

  1. и сады ветвистые

И благодаря этой воде растут густые сады, в которых растения находятся близко друг к другу.

И как же неверующие, которые видят удивительные знамения, перечисленные в этих аятах, не признают, что Аллаh Всемогущ воскресить свои создания?!

После того, как в этих аятах были упомянуты некоторые блага, которые Аллаh даровал своим созданиям, и какую пользу они несут, сказано:

إِنَّ يَوْمَ الْفَصْلِ كَانَ مِيقَاتًا ﴿١٧﴾

  1. Воистину, День Разделения — это граница

Судный День в этом аяте назван Днем Разделения, так как в этот день всем будет ясно, что — истина, а что — заблуждение. По предопределению Аллаhа Судный День будет границей между этой жизнью (дунья) и вечной жизнью (ахират).

يَوْمَ يُنفَخُ فِي الصُّورِ فَتَأْتُونَ أَفْوَاجًا ﴿١٨﴾

  1. В День, когда протрубит горн, вы будете прибывать толпами

Когда архангел Исрафиль протрубит в горн второй раз, мертвые воскреснут, выйдут из могил и будут прибывать к месту Сбора большими группами.

Имам Ан-Насафий в толковании этого аята сказал, что люди будут прибывать общинами, с каждой из которых будет Пророк.

وَفُتِحَتِ السَّمَاء فَكَانَتْ أَبْوَابًا ﴿١٩﴾

  1. и разверзнутся Небеса и станут вратами

Небеса расколются таким образом, что в них образуются трещины.

Имам Ан-Насафий в толковании этого аята сказал, что Небеса расколются, чтобы с них спустились ангелы. Сейчас Небеса монолитные, и нет в них никаких повреждений, трещин и пробоин3.

وَسُيِّرَتِ الْجِبَالُ فَكَانَتْ سَرَابًا ﴿٢٠﴾

  1. и сдвинутся горы и станут миражом

Горы сдвинутся со своих мест, превратятся в пыль и развеются, словно мираж.

إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتْ مِرْصَادًا ﴿٢١﴾

  1. Воистину, адловушка

Ад уже [создан и] поджидает тех, кто заслуживает мучительного наказания. И когда войдет туда неверующий, он будет заперт там навечно.

لِلْطَّاغِينَ مَآبًا ﴿٢٢﴾

  1. для угнетателей этопристанище

Ад — это место, куда отправятся неверующие, которые угнетали самих себя своим неверием.

لَابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا ﴿٢٣﴾

  1. Они будут находиться там эпоха за эпохой

Неверующие будут пребывать в аду эпоха за эпохой, череда которых не заканчивается [и не прерывается], то есть они будут там бесконечно. И каждая из этих эпох (хукб) длится 80 лет. Имам Ан-Насафий в своем толковании также сказал, что имеется в виду не определенное количество эпох, а вечность — каждый раз, когда заканчивается одна, начинается другая, и так без конца.

В этом аяте, как и в других, нет доказательства того, что через какое-то время ад исчезнет, как утверждал Джаhм ибн `афуан (основатель секты джаhмитов).

Теологи Ислама предупреждали, что убеждение, что ад исчезнет — это против религии Ислам. Например, теолог муджтаhид хафиз Такыйюддин Ас-Субкий в своем труде о вечности ада и Рая «Аль-И’тибар» дал опровержение заключению Ибн Таймийи, который считал, что ад исчезнет.

لَّا يَذُوقُونَ فِيهَا بَرْدًا وَلَا شَرَابًا ﴿٢٤﴾

  1. В нем не будет им ни приятной прохлады, ни питья для утоления жажды

В аду для неверующих не будет ни прохлады4, дающей облегчение, ни вкусного напитка.

إِلَّا حَمِيمًا وَغَسَّاقًا ﴿٢٥﴾

  1. вместо этого — обжигающий кипяток и густой гной

Питьем неверующих будет хамим — кипяток, сжигающий все, на что попадает, и гассак — густая зловонная жидкость, которая выделяется из кожи обитателей ада, когда она горит.

جَزَاء وِفَاقًا ﴿٢٦﴾

  1. Это — подобающее воздаяние

Неверующие заслужили это сильное наказание своими отвратительными грехами и неверием.

إِنَّهُمْ كَانُوا لَا يَرْجُونَ حِسَابًا ﴿٢٧﴾

  1. Воистину, они не думали, что будет отчет

Неверующие не верили в День Суда и поэтому не боялись отчета.

وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا كِذَّابًا ﴿٢٨﴾

  1. и упорно отвергали Наши аяты

Неверующие не только не поверили тому, что было ниспослано в Священном Кур’ане, но и решительно отрицали его истинность.

وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ كِتَابًا ﴿٢٩﴾

  1. но все зафиксировано в Книге

Каждое дело — и грех, и благодеяние — записаны на Доске Судеб. И за все это будет воздаяние от Аллаhа, в том числе наказание за неверие. Кроме того, каждое дело грешника ангелы записывают в его книгу жизни для отчета на Том Свете.

فَذُوقُوا فَلَن نَّزِيدَكُمْ إِلَّا عَذَابًا ﴿٣٠﴾

  1. Вкусите же [то, что заслужили]!

Мы не добавим вам ничего, кроме мучений!

Мучения будут добавляться неверующим бесконечно, ведь они не верили в День Отчета и в то, что ниспослано в Кур’ане. В этом аяте содержится строгое предупреждение (таубих) неверующим и тяжелая угроза о страшных мучениях за их неверие. Ученые сказали, что это самый сильный аят в Священном Кур’ане, обращенный к обитателям ада.

إِنَّ لِلْمُتَّقِينَ مَفَازًا ﴿٣١﴾

  1. А богобоязненных, воистину, ждет победа —

Тот, кто избегал запретного, избежит и огня ада. Его ждет спасение и вечная жизнь в Раю.

حَدَائِقَ وَأَعْنَابًا ﴿٣٢﴾

  1. райские сады и виноградники

Для верующих в Раю приготовлены сады с множеством разнообразных плодоносных деревьев и виноградные лозы.

وَكَوَاعِبَ أَتْرَابًا ﴿٣٣﴾

  1. и девы-сверстницы с округлой грудью

وَكَأْسًا دِهَاقًا ﴿٣٤﴾

  1. и чаши полные

Жители Рая будут пить из наполненных чаш восхитительные райские напитки.

لَّا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلَا كِذَّابًا ﴿٣٥﴾

  1. Не услышат они там ни плохих слов, ни лжи

В Раю не будет ни плохих слов, ни лжи, и никто не будет друг друга обманывать.

جَزَاء مِّن رَّبِّكَ عَطَاء حِسَابًا ﴿٣٦﴾

  1. Этодостойная награда от твоего Господа —

Аллаh Всевышний по Своей Милости вознаградит верующих многочисленными и нескончаемыми наслаждениями в Раю.

رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا الرحْمَنِ لَا يَمْلِكُونَ مِنْهُ خِطَابًا ﴿٣٧﴾

  1. Господа Небес и земли и того, что между ними. Все будут безмолвствовать

Аллаh — Властелин Небес и земли и всего, что между ними. Он — Милостивый для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете. И обитатели Небес и земли не могут оспаривать наказание или награду, которые предопределил Аллаh, поскольку все они в Его Власти. И не имеют права созданные возмущаться Волей Создателя.

В этом нет отрицания шафа’ат5, так как шафа’ат тоже входит в предопределение Аллаhа и будет исключительно по разрешению Всевышнего.

يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا لَّا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرحْمَنُ وَقَالَ صَوَابًا ﴿٣٨﴾

  1. в тот день, когда Джибриль с ангелами встанут рядами, и не заговорит никто, кроме тех, кому разрешил Всемилостивый, и они говорили правду

В Судный День Джибриль и другие ангелы выстроятся рядами. Эти почетные создания Аллаhа будут молчать, проявляя смирение перед своим Создателем. И никто не будет делать шафа’ат без разрешения Аллаhа — ни ангелы, ни люди.

Толкователь Курана имам Муджаhид6 сказал, что шафа’ат будут делать [самые достойные из тех], кто говорил истину в земной жизни и поступал согласно этому.

[А за неверующих не будет шафа’ат]. Кяфиры были беспечными и не думали о Судном Дне, который на самом деле близко, и нет никакого сомнения, что он настанет. В этот день и верующий, и неверующий увидят и добро, и зло, которые они делали. И будут предоставлены им неоспоримые доводы за них или против них.

Имамы Абу hурайра и Ибн ‘Умар сказали, что, воистину, Аллаh воскресит животных и даже между ними будет восстановлена справедливость (например, если какое-то животное в этой жизни было безрогим, и его бодало другое животное, то в Судный День будет наоборот). И после этого они превратятся в землю.

ذَلِكَ الْيَوْمُ الْحَقُّ فَمَن شَاء اتَّخَذَ إِلَى رَبِّهِ مَآبًا ﴿٣٩﴾

  1. Тот день настанет без сомнения, и кто хочет быть спасенным, пусть следует пути добра

Судный День непременно будет, и в этом нет никаких сомнений. Его срок определен и не изменится. И кто хочет спастись от наказания Аллаhа в День Суда, пусть идет по пути, который Аллаh одобрил.

В этом аяте слова «кто хочет спасения, пусть идет по пути добра» означают угрозу неверующим и предупреждение об их наказании, а не одобрение выбирать любой путь, в том числе и неверие.

إِنَّا أَنذَرْنَاكُمْ عَذَابًا قَرِيبًا يَوْمَ يَنظُرُ الْمَرْءُ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ وَيَقُولُ الْكَافِرُ يَا لَيْتَنِي كُنتُ تُرَابًا ﴿٤٠﴾

  1. Воистину, Мы предупредили вас о близком наказании в день, когда увидит человек то, что сделали его руки, и воскликнет неверующий: «О, если бы я стал землей!»

В Судный День каждый человек увидит все свои дела: и добро, и зло, записанные в книге его дел. И возглас неверующего «О, если бы я стал землей!» — это подтверждение предупреждения о страшном наказании. То есть неверующий захочет превратиться в прах (исчезнуть), чтобы не испытывать эти ужасные мучения.

И, воистину, Аллаh лучше знает!

_________________________________________

1 такое толкование этого аята передал имам Аль-Бухарий от Ибн ‘Аббаса

2 это доказательство того, что так называемый круговорот воды в природе — это неверная теория, так как количество воды, которая испаряется с поверхности водоемов, и воды, которая выпадает в виде осадков, не совпадает. Каждый год на землю выпадает одно и то же количество осадков.

3  сейчас в Небесах есть врата, но они закрыты и охраняются, а открываются только по разрешению

4 но будет мучительный холод как одно из наказаний

5 в арабском языке слово «шафа’ат» означает просьбу одного у другого в пользу третьего. По шари’ату «шафа’ат» — это обращение Пророка Мухаммада к Аллаhу в Судный День с просьбой об облегчении для мусульманина, совершившего большой грех, например, избавить его от жары солнца или от наказания в аду. А также по разрешению Аллаhа шафа’ат могут делать другие Пророки, святые, ангелы, дети и шаhиды.

6 ученик великого толкователя Ибн ‘Аббаса

 

Реклама

Коран

Толкование Суры 81 «Ат-Такуир» 

Толкование Суры 81 «Ат-Такуир» 

Эта сура состоит из 29 аятов. По единогласному заключению мусульманских ученых все они были ниспосланы в Мекке.

Имам Аль-Хаким передал от Абдуллаhа ибн Умара слова Посланника Аллаhа:

Это означает: «Кто хочет размышлять о том, что будет в Судный День, пусть читает суру “Ат-Такуир». Имам Аль-Хаким дал этому хадису степень сохих.

[Начинаем] с Именем Аллаhа — Милостивого для всем на этом свете и только для верующих на Том Свете.

Толкование Суры 81 «Ат-Такуир»

إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ ﴿١﴾

1. Когда солнце будет свернуто,

Ибн ‘Аббас сказал, что свет солнца исчезнет, и настанет тьма. Некоторые толкователи Корана1это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن сказали, что солнце будет скомкано и брошено в ад.

Солнце, луна и другие объекты, которым поклонялись неверующие, будут брошены в ад.

وَإِذَا النُّجُومُ انكَدَرَتْ ﴿٢﴾

 2. и когда звезды осыпятся,

Звезды упадут, разлетаясь в разные стороны, и померкнет их свет.

وَإِذَا الْجِبَالُ سُيِّرَتْ ﴿٣﴾

3. и когда горы будут вырваны из земли,

Горы будут вырваны из земли, и ими будет выровнена земля. Земля станет ровной, как была в начале создания — без гор, впадин и долин.

وَإِذَا الْعِشَارُ عُطِّلَتْ ﴿٤﴾

4. и когда беременные верблюдицы будут брошены без присмотра,

В этом аяте речь идет о верблюдицах, у которых срок беременности достиг 10 месяцев, и они скоро родят2срок беременности верблюдиц обычно составляет 12 месяцев. Такие верблюдицы для арабов были самым ценным имуществом, их отделяли от стада и очень внимательно ухаживали за ними. Но перед самым Концом Света настанет момент, когда люди в страхе за себя оставят даже этих верблюдиц без присмотра.

وَإِذَا الْوُحُوشُ حُشِرَتْ ﴿٥﴾

5. и когда звери будут собраны,

Животные также будут воскрешены и собраны. Целью этого сбора будет возмездие — например, то животное, у которого были рога, и оно бодало другое животное, будет безрогим, а то, которого бодали, будет с рогами, и оно ответит тем же. А после этого они оба превратятся в землю.

Животные [не имеют разума и] не являются мукалляфами. Это возмездие — для того, чтобы показать полное торжество справедливости в Судный День! Этот аят также является доказательством, что у животных есть душа3так как воскрешение — это восстановление тела и возвращение в него души.

Имам Ан-Насафий в своем тафсире сказал, что животные будут собраны отовсюду. Катала сказал, что абсолютно все животные будут собраны, даже мухи.

وَإِذَا الْبِحَارُ سُجِّرَتْ ﴿٦﴾

6. и когда моря высохнут,             

Аль-Хасан сказал, что высохнет вода морей и не останется ни капли. Передал Аль-Бухарий. Имам ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн Аббас сказали, что моря запылают пламенем. Это передал Аль-Куртубий.

Имам Ан-Насафий сказал, что есть мнение, что моря наполнятся огнем для наказания обитателей ада.

وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ ﴿٧﴾

7. и когда души станут парами.

Имам Аль-Бухарий передал от ‘Умара ибн Аль-Хаттаб, что в этом аяте сказано об обитателе Рая, у которого будет напарник, подобный ему, то есть напарник из обитателей Рая, а также будут собраны парами те, кто пойдут в ад.

Имам Ан-Насафий сказал, что праведники будут с праведниками в Раю, а грешники — с грешниками в аду; или души соединятся с телами; или каждый «соединится» со своей книгой4 получит свою Книгу Деяний и делами; или обитатели Рая соединятся с райскими гуриями, а неверующие — с шайтанами.

وَإِذَا الْمَوْؤُودَةُ سُئِلَتْ ﴿٨﴾

8. и когда [девочку, ] закопанную заживо, спросят:

Во времена невежества (существовал жестокий обычай:] при рождении девочек отцы закапывали их заживо. Они делали так из-за страха, что она попадет в плен и станет рабыней [так как считали это позором], или из-за страха, что не смогут ее прокормить и обеднеют. Знатные люди не делали этого и запрещали другим это делать. Известно, что один человек по имени Са’са’а спасал новорожденных девочек, выкупая их у родителей.

Призыв Пророка к Исламу сохранил жизнь семидесяти новорожденных девочек.

بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ ﴿٩﴾

9. «За какой грех [ты] была убита?»,

Имам Ан-Насафий сказал, что этот вопрос будет задан убитой девочке с мягкостью, чтобы она ответила: «Без греха меня убили!», или чтобы она указала на убийцу, или это будет косвенным упреком убийце. И это еще больше усилит мучения убийцы [в Судный День] и будет явным доказательством его вины.

Великие имамы ‘Али, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Абу ’Абдуррахман и некоторые другие ученые использовали другой кыраат при чтении аятов 8-9.

И тогда значение этих аятов: «И когда [девочка,] закопанная заживо, спросит: «За какой грех я была убита?»».

وَإِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ ﴿١٠﴾

10. и когда страницы будут раскрыты,

В этом аяте речь идет о Книгах деяний, в которые ангелы записывали все дела каждого человека: и хорошие, и плохие. Со смертью человека его книга закрывается, а в Судный День будет открыта. Каждый получит свою книгу и увидит, что в ней записано. Сказано в Священном Коране5это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 18 «Аль-Кяhф», аят 49) означающее: «Они скажут: «Что за [удивительная] книга! Не упущено в ней ничего: ни большое, ни малое!»».

Имам Ан-Насафий сказал, что слово «نُشِرَتْ» может означать не «откроются», а «будут розданы», то есть каждый получит свою книгу.

وَإِذَا السَّمَاء كُشِطَتْ ﴿١١﴾

11. и когда Небеса будут сорваны.

Небеса будут сорваны, как крыша с дома [например, во время урагана].

وَإِذَا الْجَحِيمُ سُعِّرَتْ ﴿١٢﴾

12. и когда ад запылает [еще сильнее],

Имам Абу hурайра передал слова Пророка Мухаммада6в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском: «Адский огонь разжигался 1000 лет, пока не стал красным, еще 1000 — пока не стал белым, и еще 1000 — пока не стал черным. Ад — черный, темный!». Этот хадис передали имамы Ат-Тирмизий и Ибн Маджаh.

وَإِذَا الْجَنَّةُ أُزْلِفَتْ ﴿١٣﴾

13. и когда Рай приблизится.

Имам Аз-Заджжадж сказал, что «приблизится» означает, что верующие скоро войдут в Рай и увидят его. Ученый Аль-Хасан сказал, что верующие будут приближены к Раю, а сам Рай не сдвинется с места.

Имам Ан-Насафий сказал, что в вышеупомянутых аятах перечислены 12 пунктов — 6 из них будут в дунья (на этом свете), а 6 — в ахира (на Том Свете).

В предыдущих аятах перечислены условия, а в следующем сказано о том, что случится, когда эти события произойдут.

عَلِمَتْ نَفْسٌ مَّا أَحْضَرَتْ ﴿١٤﴾

14. каждый узнает, что приготовил себе!

Абсолютно каждый узнает из своей книги, что он приготовил себе — добрые дела, которые приведут его в Рай, или плохие, за которые он заслуживает наказания в аду.

[В первой части этой суры идет описание великих событий, которые произойдут в Конце Света и в Судный день, чтобы люди почувствовали значимость того, что их ждет. Они получили предупреждение, и поэтому у них не будет оправдания. Цель описания Судного Дня — пробудить в людях страх и ответственность, чтобы они готовились к этому великому дню и делали все, чтобы получить спасение. А после описания сказано, что каждый, несомненно, увидит свою Книгу Деяний и узнает, что его ждет].

فَلَا أُقْسِمُ بِالْخُنَّسِ ﴿١٥﴾

15. Клянусь звездами возвращающимися,

الْجَوَارِ الْكُنَّسِ ﴿١٦﴾

16. передвигающимися и скрывающимися!

Имам Ан-Насафий сказал, что в этих двух аятах речь идет о пяти звездах (планетах): Баhрам/Аль-Маррих, Зухаль, Уюрид, Аз-Зуhра, Аль-Муштари (Марс, Сатурн, Меркурий, Венера, Юпитер), которые перемещаются вместе с солнцем и луной и прячутся при свете солнца. Есть мнение, что речь идет обо всех звездах.

وَاللَّيْلِ إِذَا عَسْعَسَ ﴿١٧﴾

17. Клянусь ночью, когда она наступает!

Глагол «عَسْعَسَ» в арабском языке имеет два противоположных значения: «приходить, наступать» и «уходить, отступать». Имам Ан-Насафий объяснил, что ночь приходит, и наступает тьма, или имеется в виду «ночь уходит».

Имам Халиль сказал, что Аллаh клянется приходом ночи и ее уходом.

وَالصُّبْحِ إِذَا تَنَفَّسَ ﴿١٨﴾

18. Клянусь утренней зарей, когда распространяется свет!

Здесь речь идет о начале дня, то есть о рассвете. Слово «تَنَفَّسَ» дословно переводится как «дышит», но в этом аяте оно означает «распространяется свет».

Клятва — это подтверждение истинности чего-либо. И то, чем клянутся — это возвеличенное, ценное. Созданные могут клясться только Создателем, а Создатель клянется и Собой, и созданными.

Я предыдущих аятах были перечислены знамения, которыми клянется Аллаh, а в последующих — то, что Аллаh подтверждает в этой клятве.

إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ ﴿١٩﴾

19. Воистину, это [Кур’ан] — слово [передаваемое от Аллаhа через] благородного посланника [Джибриля] —

Архангел Джибриль — самый почетный из всех ангелов. Именно он передавал Откровения от Аллаhа всем Пророкам и Посланникам Пророку Мухаммаду7в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, ангел Джибриль передал Кур’ан, и это — не сочинение Пророка.

ذِي قُوَّةٍ عِندَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ ﴿٢٠﴾

20. обладателя силы и почета, дарованных ему Властелином `Арша.

Аллаh Всемогущий наделил ангела Джибриля огромной силой, которая позволяет ему выполнить все, что ему повелено. Он настолько силен, что двумя перьями вырвал с корнем, поднял и перевернул поселения народа Лута [в наказание за их грехи]. Аллаh дал ему высокую степень и особый почет.

مُطَاعٍ ثَمَّ أَمِينٍ ﴿٢١﴾

21. Там [на Небесах] его слушаются ангелы, и он надежный.

Ангелы подчиняются Джибрилю, и он надежный, то есть доверенный в вопросах передачи Откровений Пророкам от Аллаhа.

После перечисления качеств ангела Джибриля, через которого передавалось Откровение, идет описание Пророка Мухаммада8в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, которому передавалось Откровение.

وَمَا صَاحِبُكُم بِمَجْنُونٍ ﴿٢٢﴾

22. Ваш соплеменник не сумасшедший!

Это обращение к жителям Мекки [Когда Пророк Мухаммад9в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском начал призывать к Исламу], неверующие жители Мекки говорили, что он потерял разум. И в этом аяте сказано им что тот, кто живет среди них, то есть Пророк Мухаммад10в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, не является сумасшедшим, чтобы сомневаться в правдивости его слов.

Просим Всевышнего даровать Пророку Мухаммаду11в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском особое благо за то, что он сделал для своей общины.

وَلَقَدْ رَآهُ بِالْأُفُقِ الْمُبِينِ ﴿٢٣﴾

23. И воистину, он [Пророк] увидел его [Джибриля] на ясном горизонте!

Пророк Мухаммад12в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском увидел Джибриля на восточном горизонте в его настоящем образе шестьюстами крыльями.

Это — назидание созданным!

وَمَا هُوَ عَلَى الْغَيْبِ بِضَنِينٍ ﴿٢٤﴾

24. И он не скупится передавать то, что получает (в Откровении)!

Пророк Мухаммад13в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском передавал людям то, что — получал от Аллаhа, ничего не изменяя, не скрывая и не добавляя от себя

وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَيْطَانٍ رَجِيمٍ ﴿٢٥﴾

25. И это — не слова изгнанного шайтана!

Священный Коран14это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن — это не слова кого-то из шайтанов, которые подслушивают (ангелов), и в которых ангелы бросают куски звезд. Неверующие курайшиты полагали что языком Пророка Мухаммада15в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском говорит шайтан.

فَأَيْنَ تَذْهَبُونَ ﴿٢٦﴾

26. Так куда же вы идете?!

Это не вопрос, а указание на заблуждение неверующих, которые обвинили Пророка в сумасшествии, в том, что он предсказатель (которому подкидывают шайтаны) и так далее. А Пророку все это не присуще!

Это восклицание похоже на то, как говорит сбившемуся с дороги «Куда же ты идешь?». Значение этого аята — разве есть путь более правильный, чем тот, который указан в Священном Коране16это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن?!

إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ لِّلْعَالَمِينَ ﴿٢٧﴾

27. Это назидание созданным!

Имам Ан-Насафи сказал, что в этом аяте имеется ввиду Священный Коран17это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن.

لِمَن شَاء مِنكُمْ أَن يَسْتَقِيمَ ﴿٢٨﴾

28. /И польза будет/ тем аз вас, кто хочет быть на правильном пути.

Священный Коран18это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن ниспослан как руководство обитателям миров. Но пользу от этого назидания получит только тот, кто хочет следовать истине, приняв Ислам. А тот, кто не стремился к истине, тот не получит пользу от него.

وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴿٢٩﴾

29. Но не будет у вас желания [истины), если нет на то Воли Аллаhа!

Воля созданного — под волей Создателя. И не захочет человек быть на истинном пути, если не было на то Воли Аллаhа. Имам Аль-Куртубий сказал, что не сможет человек сделать добро без удачи, дарованной Аллаhом, и не сможет сделать зло, если не было на то Воли Аллаhа. Также имам Аль-Куртубий сказал, что есть много аятов и хадисов с подобным смыслом.

И, воистину, Аллаh лучше знает!

Продолжить чтение

Актуальное

Сура 80 «’Абаса» — Толкование суры

Сура 80 «'Абаса» - Толкование суры

ТОЛКОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО КОРАНА1это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن

30 Джуз «‘Амма»

Сура 80 «’Абаса»

Эта сура состоит из 42 аятов. По единогласному заключению мусульманских ученых все они были ниспосланы в Мекке.

[Начинаем] с именем Аллаха2в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую — Милостивого для всех на этом свете и только для верующих на Гом Свете.

Жена Пророка Мухаммада3в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском Айша сказала, что причиной ниспослания этой суры был случай с одним из сподвижников Пророка по имени ‘Абдуллах4а также есть мнение, что этого человека звали Амр ибн Кайс ибн Умм Мактум, который был двоюродным братом5сыном дяди Хадиджи со стороны матери первой жены Пророка — Хадиджи.

Однажды в Мекке Пророк Мухаммад6в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском призывал к Исламу нескольких влиятельных курайшитов, надеясь на то, что они уверуют, и их примеру последуют другие. В этот важный момент к Пророку подошел Ибн Умм Мактум, который был мусульманином, и попросил Посланника Аллаха7в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую дать ему наставление Он был слепым и не видел, что Пророк сильно занят. Посланник Аллаха8в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую нахмурился из-за того, что его отвлекают от такого ответственного дела, и продолжил свое обращение к курайшитам. То, что Пророк с недовольством посмотрел на слепого, не было грехом: ни большим, ни малым. Своим действием Пророк не обидел его, так как слепой не мог видеть выражения его лица, но Посланник Аллаха9в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую получил Откровение, что ему следовало поступить мягче.

Этот случай нашел отражение в названии суры — слово «’абаса» означает «нахмурился, сдвинул брови».

عَبَسَ وَتَوَلَّى ﴿١﴾
  1.  Он нахмурился и отвернулся,

В этом аяте речь идет о Пророке, когда он с недовольством посмотрел на слепого и [снова] повернул лицо к тем людям, которых он призывал к Вере.

أَن جَاءهُ الْأَعْمَى ﴿٢﴾
  1. когда к нему подошел слепой.

Имам Аль-Къостоляний в объяснении сборника хадисов имама Аль-Бухарий говорит, что когда Пророк призывал к Исламу авторитетных курайшитов, к нему подошел ‘Абдуллах ибн Умм Мактум и сказал: «О, Посланник Аллаха! Научи меня тому, что даровал тебе знать Аллах и повторил это несколько раз. Он не знал, что пророк Мухаммад10в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском в это время был занят призывом к Исламу с сильной надеждой, что эти курайшиты примут Ислам и за ними последуют их соплеменники. Об этом же говорил имам Аль-Куртубий.

Пророку не понравилось, что прервали призыв, поэтому он хмуро посмотрел на слепого и отвернулся от него (чтобы продолжить свое обращение к неверующим). И хотя своим поступком Пророк не причинил слепому никакого вреда Аллах дал ему знать, что следовало быть более мягким и внимательным к просьбе этого человека.

Курайшитами. к которым обращался Пророк были Утба ибн Раби’а, Шайба ибн Раби’а, Абу Джахль, Амр ибн Хишам, У6ей и6н Халяф, Умайя ибн Халяф11о том, кто конкретно из курайшитов тогда присутствовал, есть разные мнения.

В этом аяте не упомянуто имя Абдуллаха ибн Умм Мактум, а сказано «слепой», чтобы сразу было понятно, что у него было оправдание — он хотел получить знания и не видел, что Пророк занят, а Пророку следовало быть более мягким и внимательным к нему.

Имам Ас-Саурий сказал, что после этого случая каждый раз когда Пророк видел Ибн Умм Мактум, тепло приветствовал его словами: «О, тот, из-за кого мне было сделано замечание!» и всегда был внимателен к нему. А также известно, что Пророк дважды назначал его имамом для коллективных Намазов в Медине во время своего отсутствия. И он был удостоен чести быть муаззином Пророка, как и Биляль Аль-Хабаший, а также некоторые другие сахаба.

وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّى ﴿٣﴾
  1. И как ты можешь знать — возможно, [именно] он очистится

В этом аяте есть обращение к Пророку, что, возможно, слепой [извлечет для себя больше пользы из его наставления — например,] очистится от грехов или невежества. Имам Аль-Байдауий сказал, что этот аят указывает на то, что Пророк отвернулся от Ибн Умм Мактум [именно] для того, чтобы неверующие курайшиты очистились от неверия, [а не по какой-то другой причине].

أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنفَعَهُ الذِّكْرَى ﴿٤﴾
  1. или внемлет твоему наставлению, и это поможет ему?!

Или слепой мог бы получить знания и извлечь пользу из наставления Пророка.

أَمَّا مَنِ اسْتَغْنَى ﴿٥﴾
  1. К тому, кто [решил, что] не нуждается [в Вере],

В этом аяте речь идет о неверующих курайшитах, которые отвергли призыв Пророка Мухаммада12в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском. Слово в этом аяте означает «не нуждаться, обходиться без», и имеется в виду, что эти неверующие курайшиты решили, будто они не нуждаются — в Вере и в Священном Коране13это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن, так как всецело полагались на свои богатства и власть. Имам Ар-Разий сказал, что неправильно толковать слово в этом аяте как «имеющий богатства и власть», так как Пророк уделил им больше внимания не ради их богатства и власти. Из такого неправильного толкования люди могут сделать неверный вывод, что Пророка интересовали только богатые. Эти курайшиты так и умерли неверующими — все они были убиты в битве Бадр, за исключением Убай ибн Халяф, который был убит в битве Ухуд.

فَأَنتَ لَهُ تَصَدَّى ﴿٦﴾
  1. ты поворачиваешь свое лицо!

То есть Пророк проявил сильное старание, призывая к Вере тех, кто все равно отверг его призыв.

وَمَا عَلَيْكَ أَلَّا يَزَّكَّى ﴿٧﴾
  1. И нет твоей вины в том, что они не очистились [от неверия]

Этот аят порицает тех, кого Пророк призывал к Исламу, но они не приняли Веру, указывая на их унизительное положение. Пророк не виноват в том, что кто-то не принял Ислам, ведь его миссия — стараться, призывая людей к Вере, но саму Веру может дать только Аллах.

وَأَمَّا مَن جَاءكَ يَسْعَى ﴿٨﴾
  1. А от того, кто пришел к тебе, спеша,

В этом аяте речь идет об Ибн Умм Мактум, который спешил к добру и знаниям ради Аллаха.

  وَهُوَ يَخْشَى ﴿٩﴾

فَأَنتَ عَنْهُ تَلَهَّى ﴿١٠﴾
  1. и он боится [Аллаха],
  2. ты отвернулся!

Имеется в виду, что Пророк не уделил ему внимания, так как был занят призывом к Исламу. Имам Ан-Насафий в толковании этого аята написал, что после этого Пророк, глядя на бедного, никогда не хмурился. А когда Пророк Мухаммад14в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском собирал мусульман на совет, то бедные были как амиры. к мнению а которых прислушиваются.

كَلَّا إِنَّهَا تَذْكِرَةٌ ﴿١١﴾
  1. Больше так не поступай! Воистину, аяты Корана15это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن — это назидание,

В этой ситуации Пророк Мухаммад16в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском не совершил никакого греха: ни большого, ни малого. А кто говорит, что это был малый грех — тот ошибся. И сказано, что аяты Корана17это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن — это назидание, то есть разъяснение для созданных.

فَمَن شَاء ذَكَرَهُ ﴿١٢﴾
  1. и кто желает — извлечет урок из него.

Тому, кто хочет внять этому назиданию, Аллах дарует его понять и извлечь для себя урок.

فِي صُحُفٍ مُّكَرَّمَةٍ ﴿١٣﴾
  1. [Оно -] на листах почетных.

Это назидание зафиксировано на почетных листах. Имамы Ан-Насафий и Ар-Разий сказали, что имеются в виду листы, переписанные с Доски Судеб и возвеличенные Аллахом. По мнению других ученых здесь сказано о Священных Книгах, ниспосланных Пророкам. А также есть мнение, что имеется в виду сама Доска Судеб.

مَّرْفُوعَةٍ مُّطَهَّرَةٍ ﴿١٤﴾
  1. возвышенных и чистых

«Возвышенных» либо в буквальном смысле, то есть находящихся высоко, либо в переносном, то есть возвеличенных. Л «чистых» означает, что они защищены от грязи и наджасы, и к ним не прикасается никто, кроме ангелов.

بِأَيْدِي سَفَرَةٍ ﴿١٥﴾
  1. в руках писцов

Ибн ‘Аббас и другие теологи передали, что эти благословенные, возвышенные и чистые листы — в руках ангелов-писцов. Имам Ан-Насафий сказал, что ангелы переписывают тексты с Доски Судеб.

كِرَامٍ بَرَرَةٍ ﴿١٦﴾
  1. почетных и богобоязненных.

Ангелы — почетные создания Аллаха (по е другому мнению слово «»«» в этом аяте означает чистые от грехов) и покорные Ему.

قُتِلَ الْإِنسَانُ مَا أَكْفَرَهُ ﴿١٧﴾
  1. Проклят (неверующий) человек! Насколько же сильно его неверие!

Ученый Ибн Мундир передал слова сахаба по имени Икрима, что в этом аяте сказано об Утбе ибн Абу Ляхаб — одном из тех влиятельных курайшитов, которых Пророк призывал к Вере.  Причиной ниспослания были слова Утбы: «Я не верю, в Господа звезд!»

مِنْ أَيِّ شَيْءٍ خَلَقَهُ ﴿١٨﴾
  1. Из чего он был создан?!

Как может этот неверующий проявлять высокомерие?! Разве он не знает, из чего он был создан?! Он создан из ничтожном жалкой капли!

مِن نُّطْفَةٍ خَلَقَهُ فَقَدَّرَهُ ﴿١٩﴾
  1. Из [капли] семени [Аллах] его создал и предопределил [каким он будет],

Абу ‘Абдур-Рахман ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да благословит его Аллах, передал, что Посланник Аллаха сказал означающее: «Воистину, создание каждого из вас происходит в утробе его матери: сорок дней в виде семени18смесь мужской спермы с аналогичной жидкостью женщины, потом такой же срок в виде сгустка крови, затем этот же срок в виде куска плоти; затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу и которому дано четыре указания: записать его ризк, продолжительность жизни, его дела, и будет ли он счастлив или несчастен». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Не подобает тому, кто создан из капли, а после этого стал сгустком, а после этого куском мяса, быть высокомерным и надменным!

Аллах предопределил, каким он будет: как будет формироваться его тело, какими будут его руки, ноги, глаза и остальные органы, будет красивым или нет, будет высокого роста или низкого, счастливым или несчастным.

ثُمَّ السَّبِيلَ يَسَّرَهُ ﴿٢٠﴾
  1. затем облегчил ему путь.

Аллах облегчил человеку появление на свет из утробы матери: [например] перед рождением ребенок переворачивается головой вниз, а в матке открывается отверстие.

ثُمَّ أَمَاتَهُ فَأَقْبَرَهُ ﴿٢١﴾
  1. затем умертвил его и [повелел] похоронить,

Аллах сделал людской род почетным и повелел предавать земле тело человека после его смерти, в отличие от животных, мертвые тела которых остаются на съедение хищникам.

ثُمَّ إِذَا شَاء أَنشَرَهُ ﴿٢٢﴾
  1. затем оживит его, когда настанет час, который Он [Аллах] определил

Аллах воскресит человека после смерти, и только Он знает, когда это произойдет.

كَلَّا لَمَّا يَقْضِ مَا أَمَرَهُ ﴿٢٣﴾
  1. Так нет же! Не сделал он того, что повелел ему Аллах!

Этот аят начинается с порицания неверующего из-за его неверия. В этой жизни он не выполнил повеления Аллаха — уверовать в Создателя и быть покорным Ему.

[Неверующие в земной жизни не уверовали в Создателя, несмотря на все блага, которые Он им дал]. В предыдущих аятах перечислены блага, которые есть в самом человеке с начала его создания и до конца жизни. И в последующих аятах перечислены блага, в которых человек нуждается [и которые по милости Аллаха он получает].

فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ إِلَى طَعَامِهِ ﴿٢٤﴾
  1. Пусть посмотрит человек на свою еду!

Этот аят призывает человека задуматься над тем, каким образом создается его пропитание, а также поразмыслить над тем, как он употребляет пищу и как она выходит из его тела.

أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاء صَبًّا ﴿٢٥﴾
  1. Воистину, Мы пролили воду [дождями],

По Воле Аллаха вода льется из облаков.

ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقًّا ﴿٢٦﴾
  1. затем рассекли землю трещинами,

Растения рассекают землю, прорастая из нее.

فَأَنبَتْنَا فِيهَا حَبًّا ﴿٢٧﴾
  1. и взрастили из нее зерна,

По Воле Аллаха из этой земли вырастают разнообразные растения, зерна которых употребляются в пищу: ячмень, пшеница и другие зерновые культуры.

Ар-Разий говорит, что начато с зерновых, потому что зерновые — это основа питания человека.

وَعِنَبًا وَقَضْبًا ﴿٢٨﴾
  1. и виноград, и финики,

Ибн ‘Аббас сказал, что в данном аяте слово означает, то есть спелые сочные финики [которые срывают с пальм]

وَزَيْتُونًا وَنَخْلًا ﴿٢٩﴾
وَحَدَائِقَ غُلْبًا ﴿٣٠﴾
  1. и оливки, и пальмы,
  2. и сады густые,

Есть мнение, что в этом аяте слово «» означает не «густые», а «с могучими деревьями».

وَفَاكِهَةً وَأَبًّا ﴿٣١﴾
  1. и фрукты, и пастбища

Есть мнение, что в этом аяте слово «» означает не «пастбища» (то есть кормовые растения для животных), а «сочные плоды».

مَّتَاعًا لَّكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ ﴿٣٢﴾
  1. на пользу вам и вашему скоту.

Все вышеперечисленные растения созданы для пользы человека и его скота (верблюдов, коров и мелкого рогатого скота).

فَإِذَا جَاءتِ الصَّاخَّةُ ﴿٣٣﴾
  1. И когда раздастся оглушающий звук [Горна],

Речь идет о втором дуновении в Горн, с которого начинается День Суда. Аль-Халиль ибн Ахмад сказал, что слово означает «глас настолько сильный, что оглушает уши и разрывает сердца слышащих его». В этом аяте описывается условие и ожидается продолжение (что именно должно случиться), но явного продолжения нет — оно подразумевается по смыслу:         «и когда раздастся оглушающий звук [Горна], каждый будет занят только собой». Это следует из 37 аята. в котором сказано, что каждый человек в тот день будет озабочен [только] собственным положением.

يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ ﴿٣٤﴾
  1. в тот день, когда человек будет убегать от своего брата.

Из-за грандиозности и трагизма Судного Дня человек будет переживать только о себе и не будет думать о других, даже о самых близких родственниках.

وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ ﴿٣٥﴾
  1. и матери, и отца,

Первыми упоминаются брат, мать и отец, так как это самые близкие родственники.

وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ ﴿٣٦﴾
  1. и жены, и детей,

После самых близких родственников сказано о жене и детях, так как он их любит ещё больше.

Имам Ар-Разий передал, что некоторые ученые объяснили, что в этих аятах близкие люди перечислены в том порядке, насколько сильно человек их любит, то есть сказано, что он будет убегать от родного брата, и даже от матери и отца, которые еще ближе, и даже от жены и детей.

لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُمْ يَوْمَئِذٍ شَأْنٌ يُغْنِيهِ ﴿٣٧﴾
  1. каждый человек в тот день будет озабочен [только] собственным положением.

В Судный День каждый человек будет настолько поглощён своим положением, что не будет обращать внимания больше ни на что.

وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ مُّسْفِرَةٌ ﴿٣٨﴾
  1. В тот день будут лица сияющие,

Лица благочестивых мусульман в Судный День будут сиять. Они будут радостными из-за того, что узнают, какие благоденствия их ожидают.

Имам Ан-насафий в тафсире этого аята написал что причиной сияния их лиц могут быть ночные нафль-Намазы или омовение (ууду).

ضَاحِكَةٌ مُّسْتَبْشِرَةٌ ﴿٣٩﴾
  1. смеющиеся, радостные.

Они радуются тому, что Аллах возвысил их степень.

وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ عَلَيْهَا غَبَرَةٌ ﴿٤٠﴾
  1. И будут о тот день лица, покрытые пылью,

А лица некоторых людей в Судный День будут покрыты пылью и будут опечаленными от глубокой скорби.

تَرْهَقُهَا قَتَرَةٌ ﴿٤١﴾
أُوْلَئِكَ هُمُ الْكَفَرَةُ الْفَجَرَةُ ﴿٤٢﴾
  1. покрытые мраком
  2. Их лица будут черные, по цвету похожи на черный дым.

В этом аяте сказано, что люди, чьи лица будут покрыты пылью и мраком — это неверующие грешники. Слово «неверующие» в этом аяте означает «те, кто не выполнили возложенную на них обязанность по отношению к Создателю», а «грешники» означает «те, которые не выполнили свои обязанности по отношению к созданным».

И из-за того, что они не выполнили свои обязанности по отношению к Создателю и к созданным, их лица покрылись и пылью, и мраком.

В аяте 14 суры 69 «Аль-Хаккаh» сказано, что в Судный День земля и горы будут подняты со своих мест и разрушены, и превратятся в пыль.

«Господин хафизов Кур’ана» Убай ибн Кя`б в разъяснении этого аята сказал, что это и будет та пыль, которая осядет на лицах неверующих, о которых сказано в аятах 40-41 суры «`Абаса».

И, воистину, Аллах лучше знает!

Продолжить чтение

Актуальное

Как стать хафизом (чтецом Корана)

Как стать хафизом (чтецом Корана)

Ты тоже можешь  выучить Коран наизусть

Коран1это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن — это самое великое чудо, дарованное Аллахом2в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую самому великому Посланнику! Это руководство, которое наставляет верующих на истинный путь, освещает их сердца и ведет их в Рай, как об этом сказано в самом Коране3это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (сура 17 «Аль-Исра», аят 9), означающее:

«Воистину, этот Коран наставляет на Истинный Путь и возвещает благую весть верующим, которые делают добрые дела, о том, что им уготована большая награда [-Рай]».

Эта Книга — бесценный дар и милость Господа Его рабам, и тот, кто выучил ее наизусть искренне ради Аллаха4в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую, имеет высокую степень и особый почет.

Пророк Мухаммад5в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском говорил, означающее: «Лучший из вас — тот, кто учил Коран и обучал ему других».

Одно из чудес этой Книги — то, что ее легко запомнить. Миллионы людей на земле помнят его 600 страниц, все его аяты, все харакяты — разве это не удивительно?! Они читают его нараспев разными способами (къыраат), которые дошли до нас от самого Посланника Аллаха6в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую! Невозможно на земле найти другую книгу, которую учат наизусть так же, как Коран! Разве не чудо, что его могут выучить и маленький ребенок, и почтенный старик, и мужчина, и женщина, и араб, и не араб, и бедный, и богатый, и здоровый, и больной, и образованный, и неграмотный, который не умеет ни писать, ни читать?!

Стать хафизом Корана7это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن может каждый! И эта небольшая статья расскажет тебе об основных правилах, практических шагах и важных секретах, которые облегчат тебе заучивание Небесной Книги.

Начало твоего пути

Сам Всевышний Аллах обещал облегчить это дело, но от тебя требуется решимость и твердое намерение. Не думай о том, что это тяжело и тебе не под силу! Если человек не умеет плавать, то он никогда не научится, если будет думать, что там глубоко. Ведь, чтобы научиться, надо зайти в воду! Даже если у него не сразу получится, то все равно с этого дня он будет учиться плавать и в конце концов научится!

Любой путь начинается с первого шага, а первым шагом в любом деле является решение. Прими решение выучить наизусть Священный Коран, и это будет одним из самых важных событий в твоей жизни, которое изменит ее навсегда!

Не бойся неудач, не бойся, что не достигнешь этой цели!

А заучивание Корана — это намного более великий проект, и, взявшись за него, ты непременно почувствуешь помощь от Всевышнего Aллахa и достигнешь успеха!

Ключи к успеху

Самое важное правило при заучивании Корана — это искренность перед Аллахом!

Если твое намерение будет чистым, к тебе непременно придет победа! Поэтому исключи из своего намерения все выгоды, связанные с этой дунья, и посвяти это дело одному только Аллаху!

Второе, что поможет тебе достичь цели — это обращение к Аллаху с просьбой даровать тебе успех в заучивании Священной Книги. Воистину, Он — Единственный, кто облегчает все дела, и только по Его Воле ты сможешь осуществить свое намерение. Дуа — это одна из главных вещей, которые помогут тебе выучить Священный Коран. Читай дуа как можно чаще и выбирай времена, когда больше вероятность, что оно исполнится — между азаном и икамат, во время поездки, во время дождя, в пятницу, в последние 10 дней Рамадана. И ты увидишь, что эти дуа не остались без ответа, и почувствуешь особую благодать.

Еще одно важное правило — не совершай грехов! Не надейся в совершенстве выучить Книгу Аллаха, нарушая при этом Его повеления и поступая наперекор тому, что написано в Его Книге!

Когда учишь Коран -действуй в соответствии с ним! Укрась себя не только прекрасным чтением, но и прекрасными поступками. Сказано в аяте 155 суры 6 «Аль-Ан’ам», означающее:

«Это – Коран — благословенная Книга, ниспосланная Всевышним. Следуйте же ему и бойтесь нарушать то, что сказано в нем, чтобы вы были помилованы!»

Заучивание наизусть Священного Корана — это грандиозный проект! Осознай важность этого — выдели время для заучивания и повторения Корана каждый день и будь готов приложить усилия для его запоминания. Это очень ценное время, поэтому ни в коем случае не пропускай его! Не делай заучивание Священной Книги чем-то второстепенным!

Твои попутчики и помощники

Приняв решение выучить Коран наизусть, не слушай тех, кто считает заучивание всего Корана трудным делом.

Не позволяй этим людям влиять на твое намерение и ослаблять твое старание. Общайся с теми, кто поддержит тебя в твоем прекрасном стремлении и постарайся привлечь их к твоему проекту по заучиванию Священного Писания. И будет еще лучше, если твои родные и близкие будут разделять с тобой твою цель, приободряя, вдохновляя и помогая тебе на этом пути!

Если хочешь сделать процесс заучивания Корана более быстрым и интересным — соревнуйся с кем-нибудь из своих друзей или членов семьи.

Вдохновившись идеей выучить Коран, найди хорошего и достоверного учителя, который получил свои знания по цепочке. Ни в коем случае не начинай учить Коран самостоятельно, даже если ты знаешь арабский язык!

Шаг за шагом

Любое дело, а тем более такой грандиозный проект, как заучивание наизусть Небесной Книги, требует плана. Составь план заучивания Корана, исходя из того, как быстро ты хочешь его выучить, а также из своих возможностей, ведь у людей разная память и разная занятость. Составить план означает определить, сколько каждый день тебе нужно учить нового, а также повторять то, что выучил раньше.

Многие люди спрашивают:

«За сколько я смогу выучить Коран наизусть? За год? За два? За пять?». Для каждого человека это индивидуально. Есть люди, которым Аллах даровал выучить весь Коран всего за несколько месяцев! Некоторые выучивают Коран за 5 лет. Важно не то, сколько времени ты потратил на заучивание, а то, насколько хорошо ты выучил Благородный Коран! Но для большинства людей реально выучить Коран за 3 года. Это означает, что в день нужно заучивать 1 страницу.

Как составить план, исходя из твоих возможностей? Тебе нужно определить, сколько из Корана ты можешь выучить за день: несколько аятов, страницу, две или три… А также нужно определять, сколько ты можешь повторять. Сколько дней в неделю ты можешь ходить к шейху: два дня, три или всего один? Ответив на эти вопросы, ты сможешь составить план и определить конец — через год, два, три и даже больше.

Вот расчет для заучивания Корана за 1 год, 3 года и 5 лет. Коран состоит из 30 джузов, каждый джуз — это около 20 страниц.

Если учить по 2 страницы в день, то выучишь весь Коран за 1 год. Хотя 2 страницы в день — это меньше года, это 10 месяцев, и останется 2 месяца на повторение.

Если же учить по 1 странице в день, то выучишь весь Коран за 3 года: 2,5 года на заучивание и 5-6 месяцев на повторение.

Если ты настолько занят, что не имеешь времени учить 1-2 страницы в день, то сделай план для заучивания Корана за 5 лет — это по 1/4 хизба8Хизб — это половина джуза. В мусхафе есть отметки начала и конца хизба в неделю, т.е. меньше половины страницы в день.

Все эти планы абсолютно реальны — надо только выбрать тот, который тебе подходит. Но какой бы план ты ни выбрал, важно выполнять этот план, а не заучивать Коран, думая: «Когда-нибудь я выучу его полностью».

Дополнение: Возможно, что в будущем тебе придется подкорректировать свой план, учитывая реальные обстоятельства. Например, человек думает, что не сможет учить много за раз.

Но по мере того, как он учит, память тренируется, и он понимает, что может учить больше. Тогда ему следует подкорректировать план — увеличить норму заучивания, и так он выучит Коран быстрее. Бывает наоборот — человек поставил себе высокую планку, но потом по каким-то причинам не может выполнять свой первоначальный план. Тогда нужно уменьшить объем заучивания и удлинить срок. Однако в любом случае учить нужно по плану.

Как учить?

Когда учитель проверил, как ты читаешь отрывок из Корана, и задал тебе учить его на память, то каким способом можно его выучить?

Прочитай первый аят из заданного тебе отрывка два или более раз, потом закрой мусхаф и повтори, подсматривая в текст лишь в случае необходимости. А затем повторяй, не подсматривая. Когда убедишься, что выучил первый аят, переходи к следующему и учи его таким же способом. А затем точно так же учи третий. Когда выучишь три аята — соедини их, то есть читай подряд — первый, второй и третий. Когда выучил три аята, переходи к следующим трем. И так учи весь отрывок — сначала по аяту, три аята и соединяя их все. Если тебе нужно выучить больше половины страницы, то учи по половине страницы — сначала первую половину, потом вторую. Когда ты выучил всё, что тебе задал учитель, повтори этот отрывок, читая не нараспев, как при заучивании, а быстро.

Рекомендации, чтобы было легче запоминать

Заучивая Коран, следуй принципу — мало, но постоянно, лучше, чем помногу, но с перерывами.

Используй для заучивания один музхаф — зрительная память запомнит страницу как картинку, и тебе будет легче вспомнить нужный аят, когда потребуется: ты мысленно вызовешь в памяти эту страницу и «увидишь» этот аят — он справа или слева, вверху, в середине текста или внизу. Ты будешь читать его из своей памяти, словно из настоящего мусхафа.

Издания Корана отличаются между собой. Некоторые советуют использовать мусхаф, в котором каждая страница начинается с аята и заканчивается аятом, то есть аят не разрывается между двумя страницами.

Есть еще один способ задействовать зрительную память для лучшего запоминания — после того, как ты хорошо выучил заданный тебе отрывок обычным способом, открой мусхаф и читай в нем этот отрывок, не отрывая глаз от текста, не меньше 15 раз.

А также лучшему запоминанию очень помогает записывание выученного по памяти, не глядя в мусхаф. Запоминание через записывание — основа марокканского метода заучивания Корана, а он считается одним из самых эффективных.

Лучшее время для заучивания — фаджр9время от рассвета до восхода солнца. В это время память и мышление чистые и ясные, и в этом времени есть особая благодать.

Старайся не просто заучивать Коран наизусть, но и понимать его смысл. Изучай тафсир аятов с достоверным учителем, чтобы глубже прочувствовать их значение — тогда твое чтение будет еще более проникновенным, а запоминание прочным.

Если ты заучиваешь за один раз большой отрывок, то одно из основных и важных правил — делить его на смысловые части, заучивая их по отдельности и соединяя их.

Многие жалуются, что, выучивая новый отрывок, забывают то, что выучили раньше. Поэтому, заучивая новое, всегда привязывай его к старому. Это поможет тебе не забыть то, что уже выучил.

А также соблюдай общие рекомендации для укрепления памяти.

Повторение — мать учения

Повторение не менее важно, чем заучивание — без него ты не сможешь выучить Коран полностью.

Если Коран не повторять постоянно, он забывается. Это касается и повторения в процессе обучения, и постоянного повторения после того, как ты выучишь Коран полностью.

Посланник Аллаха говорил означающее:

«Пусть Коран будет с тобой постоянно [т.е. читай его часто], ибо, клянусь Аллахом, он забывается быстрее, чем убегает верблюд (избавившийся) от своих пут».

Повторение необходимо как в процессе обучения, так и после него. Определи для себя ежедневную норму повторения и повторяй каждый день, выделяя для этого специальное время, а также читая выученное в Намазах.

Повторять, как и учить новое, нужно по плану! Важно иметь конкретный план повторения на день, на неделю и на месяц. Никогда не повторяй в день меньше одного джуза! Тот, кто выучил меньше джуза, должен повторять всё, что он выучил. В течение недели в один из дней нужно обязательно повторить всё, что задавалось на этой неделе! Ежемесячный план повторений — выбрать день, в который повторить минимум 5 джузов, а если знаешь меньше 5 джузов, то повтори всё, что выучил. Так ты не забудешь Коран и не позволишь ему ускользнуть от тебя. Ведь Небесная Книга ценна и дорога, но она покидает того, кто не повторяет ее постоянно!

Когда ты выучил много и тебе нужно много повторять, освой метод быстрого чтения («аль-хадр») — это позволит тебе тратить меньше времени на повторение большого объема текста.

Один из способов сохранить заученное — читать в Намазах всё, что ты выучил из Корана. Конечно, необязательно каждый день в пяти фард-Намазах читать весь Коран. А если ты не можешь читать много из Корана, потому что выполняешь фард-Намазы за имамом, то читай сунна-Намазы. Читай то, что ты выучил из Корана, в сунна-Намазах, которые выполняются до и после фард-Намазов. Выстаивание ночи в Намазе — «кыямуль-лейль» -для хафиза Корана должно войти в постоянную привычку.

Секреты мастерства

Посланник Аллаха сказал означающее:

«Украшайте Коран своими голосами», то есть старайтесь читать Коран красиво.

Учи Коран сразу с таджуидом — только так ты достигнешь настоящего мастерства. Изучая Коран с таджуидом, ты заучиваешь точно и тщательно и получаешь удовольствие от заучивания и чтения. Чтение с таджуидом красивее, а вознаграждение того, кто читает с таджуидом, намного больше.

Чтобы достичь высокого уровня в чтении Корана, слушай известных хафизов Корана. Некоторые ученые хвалили чтение Мухаммада Сыддик Аль-Миншауий, поэтому советуем выбрать именно его в качестве примера для подражания. Когда учишь новый отрывок из Корана, слушай этот же отрывок в его исполнении — это поможет тебе выучить лучше и читать красиво.

Очень важное качество настоящего хафиза — чувство смирения и благоговения, когда он читает Коран. Истинное мастерство заключается в том, чтобы читать Священное Писание не только языком, но и сердцем!

Один из секретов, который поможет тебе достичь успеха в заучивании Священного Корана — это участие в конкурсах чтецов Корана. Существует множество таких конкурсов — начиная от школьных и заканчивая общегосударственными и международными.

Участвуй во всех конкурсах, каких только сможешь.

Участие в конкурсах заставляет тебя быть более внимательным и старательным в заучивании Корана, ты лучше помнишь выученное, а соревнуясь с другими чтецами, ты повышаешь своё мастерство. Ведь сказано в аяте 26 суры 83 означающее: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!»

НЕТ ТАКОГО МУСУЛЬМАНИНА, КОТОРЫЙ НЕ ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ ХАФИЗОМ КОРАНА! КОРАН — ТВОЙ ПРЕКРАСНЫЙ СПУТНИК В ЭТОЙ ЖИЗНИ И ТВОЙ ПРОВОДНИК НА ВЫСШИЕ СТУПЕНИ РАЯ! КОРАН — ЭТО ДРАГОЦЕННОСТЬ, КОТОРАЯ УКРАСИТ ТВОЮ ЖИЗНЬ. ОН — СВЕТ В МОГИЛЕ И ЗАСТУПНИК В СУДНЫЙ ДЕНЬ!

КАК ВЕЛИКИ ДОСТОИНСТВА КОРАНА И КАК ПОЧЕТНА СТЕПЕНЬ ЧТЕЦА!

ТЫ ЧИТАЕШЬ ЕГО, И ТВОЕ СЕРДЦЕ СМЯГЧАЕТСЯ, А ИЗ ГЛАЗ ТЕКУТ СЛЕЗЫ. ТЫ ЧИТАЕШЬ ЕГО И УЗНАЕШЬ, КАКИЕ ПУТИ ПРИВОДЯТ К РАЮ, И ТЫ НАЧИНАЕШЬ СЛЕДОВАТЬ ИМ. ТАКЖЕ ТЫ УЗНАЕШЬ, ЧТО ПРИВОДИТ К АДУ, И ОСТЕРЕГАЕШЬСЯ ЭТОГО. ПОИСТИНЕ, ЧУДЕСА ЭТОЙ КНИГИ БЕСКОНЕЧНЫ, ПОЛЬЗА ОТ НЕЕ НЕИЗМЕННА, И ДОСТОИНСТВА ЕЕ НЕИСЧИСЛИМЫ.

Просим Аллаха даровать нам выучить наизусть Его Книгу и запечатать ее в наших сердцах!

Продолжить чтение

Спешите приобрести

Реклама
Такси из аэропорта Симферополь по Крыму
Что значит быть правдивым в Исламе
Актуальное4 часа

6 качеств правдивости мусульманина

Пророк Худ (hуд), мир Ему
Истории8 часов

Пророк Худ (hуд), мир Ему

Что сказано о Пророке Ное в Коране
Истории19 часов

Что сказано о Пророке Ное в Коране

Путь спасения человека – в его правдивости и искренности
Актуальное2 дня

Путь спасения человека – в его правдивости и искренности

Завещание Пророка Ноя, мир Ему, своему сыну
Истории2 дня

Завещание Пророка Ноя, мир Ему, своему сыну

Женщина - ответственна в доме мужа
Никях4 дня

Женщина — ответственна в доме мужа

Сколько лет прожил Пророк Ной (Нух) и где похоронен
Истории4 дня

Сколько лет прожил Пророк Ной (Нух) и где похоронен

Когда корабль Пророка Нуха (Ноя) пристал к суше
Истории5 дней

Когда корабль Пророка Нуха (Ноя) пристал к суше

Что говорил Пророк Мухаммад о послушании жены мужу
Никях1 неделя

Что говорил Пророк Мухаммад о послушании жены мужу

Как Пророк Ной построил ковчег и спас верующих
Истории1 неделя

Как Пророк Ной построил ковчег и спас верующих

Заступничество (Шафаат) Пророка Мухаммада
Пророк Мухаммад2 недели

Заступничество (Шафаат) Пророка Мухаммада

О послушании жены мужу в Исламе
Никях2 недели

О послушании жены мужу в Исламе

Как Пророк Нух призывал свой народ
Истории2 недели

Как Пророк Нух (Ной) призывал свой народ

Пророк Нух (Ной), мир Ему
Истории2 недели

Пророк Нух (Ной), мир Ему

О вознесении Пророка Идриса на Небеса и о том, где Он умер
Истории2 недели

О вознесении Пророка Идриса на Небеса и о том, где Он умер

Пост-сунна для женщины
Никях2 недели

Пост-сунна для женщины

Мудрые высказывания Пророка Идриса и Его проповеди
Истории2 недели

Мудрые высказывания Пророка Идриса и Его проповеди

Обязанность жены в постели с супругом в Исламе
Никях2 недели

Обязанность жены в постели с супругом в Исламе

Эта жизнь для 4-х человек о которых говорил Пророк Мухаммад
Культура2 недели

Эта жизнь для 4-х человек о которых говорил Пророк Мухаммад

Миссия Пророка Идриса, мир Ему
Истории2 недели

Миссия Пророка Идриса, мир Ему

В чем жена может отказать мужу, а в чем не может
Никях3 недели

В чем жена может отказать мужу, а в чем не может

Секс в Исламе
Культура4 недели

Секс в Исламе

Дуа перед сном
Дуа и Зикры4 недели

Дуа перед сном

О том, как была построена Ка‘ба (Кааба)
Истории3 недели

О том, как была построена Ка‘ба (Кааба)

Пророк Шис в Исламе
Истории3 недели

Пророк Шис в Исламе

Куда на земле был спущен Адам, мир Ему
Истории3 недели

Куда на земле был спущен Адам, мир Ему

Миссия Пророка Идриса, мир Ему
Истории2 недели

Миссия Пророка Идриса, мир Ему

Заступничество (Шафаат) Пророка Мухаммада
Пророк Мухаммад2 недели

Заступничество (Шафаат) Пророка Мухаммада

Пророк Идрис, мир Ему
Истории2 недели

Пророк Идрис, мир Ему

Пророк Нух (Ной), мир Ему
Истории2 недели

Пророк Нух (Ной), мир Ему

Рассказ о Кабиле и Хабиле (Каин и Авель) в Исламе
Истории3 недели

Рассказ о Кабиле и Хабиле (Каин и Авель) в Исламе

Кто занимается воспитанием ребенка в Исламе
Никях3 недели

Кто занимается воспитанием ребенка в Исламе

Соседи в Исламе
Культура3 недели

Соседи в Исламе

Как Пророк Ной построил ковчег и спас верующих
Истории1 неделя

Как Пророк Ной построил ковчег и спас верующих

Обязанность жены в постели с супругом в Исламе
Никях2 недели

Обязанность жены в постели с супругом в Исламе

Отношение родителей к детям
Культура3 недели

Отношение родителей к детям

Вдова в Исламе
Никях4 недели

Вдова в Исламе

Кто такой настоящий друг в Исламе
Актуальное1 месяц

Кто такой настоящий друг в Исламе

Когда корабль Пророка Нуха (Ноя) пристал к суше
Истории5 дней

Когда корабль Пророка Нуха (Ноя) пристал к суше

Дуа для принятия правильного решения (Истихара)
Дуа и Зикры4 недели

Дуа для принятия правильного решения (Истихара)

Популярное