Мы в сети

История математики

В 7-8 вв. в результате распространения Ислама на огромных территориях формируется грандиозное культурное пространство — Исламская цивилизация. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития многих областей знаний, в том числе математической науки. Освоив и продолжив достижения греков, персов и индусов, мусульманские ученые внесли значительный вклад в развитие всей мировой науки и культуры.

НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

История математикиМусульманские правители, осознававшие важность наук, стали организовывать научные центры, где ученые могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров — «академия наук» исламского средневековья — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный в Багдаде в 820-е годы халифом Аль-Ма’муном. Он просуществовал до 1258 г., когда был разрушен войсками монгольского хана Хулагу.

Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир в Египте, Дамаск в Сирии, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм в Средней Азии, Исфахан в Иране, Мараг в Азербайджане, Кордова в Испании и др.

Научные центры в мавританских государствах на северо-западном побережье Африки и Пиренейского полуострова были менее значительными по богатству открытий, но они сыграли огромную роль в дальнейшем распространении математико-астрономических знаний в средневековой Европе.

После распада Арабского халифата развитие исламской культуры постепенно замедляется, однако достижения мусульманских ученых становятся известны в Европе и дают толчок развитию европейской науки.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ

История математикиМатематика исламского мира того времени была тесно связана с другими науками, в первую очередь астрономией и географией, и была направлена на разработку математических методов для решения задач, связанных с практической деятельностью и религиозными вопросами. Потому наибольшее значение получили вычислительные и измерительные аспекты.

Основными областями применения математических знаний были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика. Религиозные вопросы, для которых были необходимы математические расчеты — выделение и распределение Закята, раздел наследства, определение времени Намаза и направления на Ка’бу и др.

В частности, задача определения кыблы (точного направления на Мекку) требовала определения географических координат. Это стало одной из основных причин развития у мусульман географии, математики, астрономии и других наук.

Географические координаты Ка’бы в сочетании с методами сферической геометрии позволяют определить кыблу для любой точки на поверхности земли.

История математикиВопросом определения кыблы занимались многие выдающиеся исламские математики. Эта задача решалась с помощью различных тригонометрических и геометрических методов, при этом предпочтение отдавалось наиболее простым и доступным. На основе этих методов составлялись таблицы для различных географических пунктов, где кыбла выступала как тригонометрическая функция от широты и долготы места наблюдения. Эти таблицы, как правило, составляли специальные разделы зиджей (астрономических таблиц). Часто они совмещались с географическими таблицами, в которых указывалось значение кыблы для каждого населённого пункта. Разрабатывались также специальные астрономические инструменты для определения кыблы.

Достижения

История математикиВ 8-10 веках на арабский язык были переведены важнейшие труды индийских и древнегреческих математиков. Однако очень быстро сложилась своеобразная собственная математическая культура — блистательное сочетание практического характера восточной математики со строгой теоретической традицией греков. Именно ученые мусульманского средневековья разработали такие важные разделы математики, как алгебра и тригонометрия, и существенно продвинули вычислительные методы и геометрические построения.

Изучив труды греков, персов и индусов, исламские математики развили их методы, обогатив новыми достижениями, среди которых:

• введение и первое применение десятичных дробей;
  • разработка численных методов: извлечение корней, суммирование рядов, решение уравнений;
  • открытие общего вида бинома Ньютона для натурального показателя степени;
  • открытие связи пятого постулата Евклида с многими геометрическими теоремами;
  • систематизация и расширение тригонометрии — как плоской, так и сферической, составление точных таблиц.

Научное наследие

История математикиО влиянии математики мусульман на науку Европы говорят такие термины, как «арабские цифры», «алгебра», алгоритм», «цифра», «корень», «синус». Арабского происхождения также многие астрономические термины и большинство названий звезд.

«Полная история математики средневекового Ислама еще не может быть написана, так как многие из этих арабских рукописей лежат неизученнымиТем не менее, в общих чертах она известна. В частности, исламские математики полностью разработали десятичную позиционную систему счисления, включая десятичные дроби, систематизировали изучение алгебры и начали рассматривать отношения между алгеброй и геометрией, изучили и продвинулись вперед в наиболее важных греческих геометрических трактатах Евклида, Архимеда и Аполлония, значительно усовершенствовали плоскую и сферическую геометрию».
Виктор Кац (Victor Katz) — Американский математик, профессор Массачусетского технологического института.

«Мусульмане — учителя математики нашего Ренессанса».
Жак Рислер (Jacques C. Risler) профессор парижского Института Ислама

«Мир в огромном долгу у арабских ученых за сохранение и передачу потомкам наследия классиков греческой математики…»
Дэвид Смит (David E. Smith) (1860- 7 944) американский математик, Президент Математической ассоциации Америки в 1920 г.

«Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная западная математическая наукане что иное, как продолжение исламской математики».
Эмиль-Феликс Готье (Emile-Felix Gautier) (1864-1940) почетный профессор Алжирского университета.

Наука

Что сказано о горах в Исламе

«[Воистину] Аллаh — Творец земли и Господь миров.Он воздвиг над землей прочно стоящие горы [чтобы она не колебалась]. Он облагодетельствовал землю водой, растениями, деревьями и плодами <…>. Он сотворил небеса совершенными <…> и украсил нижнее небо светилами <…> И все это создано именно так, как хотел Всемогущий и Всезнающий Аллаh».
Значение аятов 9-16 суры «Фуссылят»

Одно из самых завораживающих созданий Бога — это горы. Они потрясают своим великолепием и грандиозностью. Вблизи гор, которые вздымаются ввысь, мы ощущаем себя крохотными созданиями и еще больше убеждаемся во Всемогуществе Творца.

Удивительно то, что прочные и массивные горы — это не просто наземная каменная насыпь! Это подтверждают новейшие геологические исследования, но еще около 1500 лет тому назад Пророк Мухаммад передал людям аяты Священного Курана, в которых ясно сказано, что гора в действительности уходит еще и глубоко под землю и имеет «корень».

Сказано в Священном Куране (1): «Разве они не видят доказательств Всемогущества Аллаhа: землю, удобную для жизни, словно колыбель для младенца, и горы, уходящие вглубь и служащие опорами, чтобы она не распалась?!».

В этом аяте говорится о том, что горы вбиты глубоко в землю как сваи — они укрепляют и держат ее. Теологи разъяснили, что глубина гор внутри земли в 2 раза и более превышает их высоту нал землей!

А в другом аяте Священного Курана (2) говорится: «И разве они не видят горы, которые воздвигнуты крепко и не колеблются, несмотря на их громадную высоту?!» Таким образом, горы укрепляют землю подобно тому, как вбитые в почву колья держат шатер. В толковании другого аята Священного Курана (3) сказано, что горы укрепляют землю, подобно тому, как якорь держит корабль.

Горы не только служат земными опорами, но и удерживают землю от колебаний. В Священном Куране (сура «Ан-Нахль», аят 15) сказано: «Аллаh установил на земле прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась». И некоторые современные геологические теории подтверждают, что горы являются стабилизирующими элементами земли, а не просто «складками земной коры».

Передано, что когда Аллаh создал землю, она двигалась. Увидев это ангелы удивились: «Разве сможет на ней кто-то жить?!» И тогда Аллаh создал горы, которые остановили землю. Это было настолько поразительно, что Ангелы даже не знали, из чего они были созданы.

Пророк Мухаммад передал людям, что в Конце Света горы будут разрушены. Сказано в аяте 20 суры 78 «Ан-Наба’» означающее, что в Конце Света горы исчезнут, словно мираж.

А также сказано в Священном Куране (сура «Аль-Кари‘а», аяты 4-5) означающее: «В тот день люди будут как разогнанные мотыльки, и будут горы как расщипанная шерсть». То есть горы превратятся в прах и рассеются.

Об этом же сказано и в аяте 88 суры «Ан-Намль»: означающее: «[В Конце Света] ты увидишь, как горы, которые ты считал твердыми и непоколебимыми, движутся быстро, словно облака».

_____________________________

1             значение аятов 6-7 суры «Ан-Наба’»

2             значение аята 19 суры «Аль-Гашия»

3             значение аята 32 суры «Ан-Нази‘ат»

Наука

Наука в Испании (Аль-Андалуз)

Наука в Испании (Аль-Андалуз)Все, что делает государство великим и процветающим, все, что со направлено к совершенству и цивилизации, можно было найти в мусульманской Испании. Исламские правители Аль-Андалуз поощряли развитие науки и искусств, основав множество научных центров, работать и учиться в которых приезжали ученые из Европы, Африки и Ближнего Востока. Аль-Андалуз стала центром цивилизации и просвещения, где работали ученые с мировым именем.

Одним из первых ученых Аль-Андалуз был ‘Аббас ибн Фарнас. Как и многие ученые того времени, он занимался разными науками, но больше всего его интересовала механика. В 880 году он впервые сконструировал летательный аппарат. Также Ибн Фирнас разработал новую модель водяных часов и некий аналог метронома, нашел способ изготавливать бесцветное стекло, занимался разработкой разного рода стеклянных планисфер, делал корректирующие линзы (так называемые ‘камни для чтения’), нашел способ резки кристаллов, изобрел систему из колец, пригодную для изображения движения звезд и планет.

Ученые исламской Испании внесли большой вклад в развитие математики и астрономии. Наиболее выдающимся математиком и астрономом Аль-Андалуз 10 века был Абуль-Касим Маслама ибн Ахмад Аль-Маджритий (Маслама Мадридский) (ок.940-1008 гг.).

Он написал ряд книг по астрономии и математике, много работал над изучением и арабским переводом «Альмагеста» Птолемея, расширил и исправил астрономические таблицы знаменитого ученого Аль-Хауаризмий. Он также составил преобразовательные таблицы, в которых даты персидского календаря были соотнесены с датами hиджры таким образом, что события из истории Персии впервые были точно датированы. Кроме этого Маслама Аль-Маджритий разработал новые геодезические методы, а также написал книгу об экономике Аль-Андалуз. Он не только сам был выдающимся ученым, но и основал школу астрономии и математики, что положило начало организованным научным исследованиям в Аль-Андалуз.

Наука в Испании (Аль-Андалуз)Ибраhим ибн Яхья Ан-Наккаш Аз-Заркалий (1029-1087), известный на Западе как Арзакел, был ведущим математиком и астрономом Аль-Андалуз в 11 веке. Он превзошел остальных ученых в разработке точных астрономических инструментов и сконструировал водные часы, способные определять часы дня и ночи, а также показывавшие дни лунных месяцев. Он внес значительный вклад в составление знаменитых Толедских таблиц — в высшей степени точной систематизации астрономических данных. Аз-Заркалий также известен своей «Книгой Таблиц», которые позволяли определять дни по разным календарям, а также положение планет в любое необходимое время.

Ученые мусульманской Испании также сделали значительный вклад в развитие медицины. Одним из самых известных врачей Аль-Андалуз был Абуль-Касим Аз-Заhрауий (963-1013). Наибольшие его достижения связаны с хирургией. Он составил знаменитую 30-томную медицинскую энциклопедию “Аль-Тасриф”, охватившую различные аспекты медицинской науки. Наиболее важная часть этой энциклопедии состоит из трех книг по хирургии. Позднее эта энциклопедия была переведена на латынь и использовалась медиками по всей Европе. Аз-Заhрауий известен и тем, что изобрел ряд хирургических инструментов. Также он был экспертом в области стоматологии. Еще одно изобретение Аз-Заhрауий — твердая губная помада на основе воска, ароматизаторов и красителей. Также в развитие медицины внесли свой вклад такие знаменитые андалузские ученые, как Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198) — автор медицинской энциклопедии «Куллият»; ‘Абдуль-Малик ибн Зуhр (Авензоар) (1072-1162) — потомственный врач, автор книг по вопросам питания, диетологии и гигиены; Мухаммад Лисануд-Дин ибн Аль-Хатыб (1313-1374) — автор книги по теории инфекционных заболеваний; Мухаммад ибн Закарийя Ар-Разий (864-925) — автор медицинских энциклопедий, который первым стал использовать гипсовую повязку и вату, был специалистом по организации больниц и ввел в медицинскую практику составление истории болезни. Андалузские врачи также уделяли внимание этике и гигиене в медицине. Ученые отмечали, что моральные качества обязательны для врача — он должен быть чутким, сострадательным, способным выдерживать резкую критику, а также врач должен быть чистоплотным и вести себя достойно.

С развитием медицины и фармацевтики андалузские врачи также заинтересовались ботаникой. Мухаммад ибн Аль-Байтар (1190- 1248) дал описание более 2600 лекарств и лекарственных и других растений. А Яхья ибн Аль-Аууам составил каталог сотен видов растений и дал точные указания по их разведению и применению. Он пишет, к примеру, как прививать деревья, выводить растения-гибриды, останавливать болезни растений и уничтожать насекомых-паразитов, а также создавать растительные духи.

Важной областью исследований в Аль-Андалус была география. Ахмад ибн Мухаммад Ар-Разий написал книгу по общей географии Аль-Андалуз, Мухаммад ибн Юсуф Аль-Уаррак описал топографию Северной Африки, а ‘Абдуллаh Аль-Бакрий (1014- 1094) написал энциклопедический справочник стран мира, который включал историю, описания традиций, климата, крупнейших городов и даже короткие занимательные рассказы. Большой вклад в развитие географии сделали и знаменитые путешественники: Мухаммад ибн Ахмад ибн Джубайр (1145-1217), описавший в путевых дневниках свои странствия, и известный картограф Мухаммад Аль-Идрисий (1100-1165).

Ученые Аль-Андалуз также внесли большой вклад в изучение истории. Мухаммад Лисануд-Дин ибн Аль-Хатыб написал труды «Повествование по истории Гранады» и «История мусульманской Испании», которые являются важными источниками по истории мусульманской Испании. А ‘Абдуррахман ибн Халдун прославился как автор труда «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть». А также андалузские ученые развивали такие науки как лингвистика, социология, обществоведение, экономика и др. Список научных достижений мусульманских ученых Испании огромен. Они разработали и внедрили множество технологических новшеств в таких областях как обработка металла, ткацкое дело, строительство, сельское хозяйство и многих других.

История арабских цифр

Современные цифры в истории матетматики, известные как «арабские», являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр и были введены Аль-Хауаризмий. Существует два набора цифр на основе индийских знаков. Один из них использовался в восточной части мусульманского мира и известен как «индо-арабские цифры», или просто «индийские цифры». Другой («губбария») получил распространение в западной части мусульманского мира, откуда попал в Европу и стал известен как «арабские цифры», постепенно приняв современный вид.

История арабских цифрЗападно-арабские цифры назывались «губбария», так как арабы при вычислениях пользовались счетной доской, покрытой пылью (по-арабски «губар» — «пыль»). Люди писали пальцем или каким-либо предметом на поверхности с тонким слоем пыли или на песке, после чего стирали.

История арабских цифрЦифра «нуль» вначале была не овальной, а круглой. Круг был выбран для преобразовал индийские обозначения нуля, так как в нем нет углов (количество углов равно нулю).

Нуль индийцы называли «сунья»«пустое». Арабы же переводили его словом что количество углов «ас-сыфр», откуда и происходит слово «цифра» (а также слово «шифр»). Слово соответствовало их «цифра» (лат. — «ciffra») в европейской литературе первоначально обозначало нуль, а затем 0 стали называть латинским словом «null» (то есть «никакой»), а словом «цифра» все знаки от 0 до 9. В латинских рукописях 12-13 вв. нуль называется также circullus («кружок»), nihil («ничто») или figura nihili («знак ничего»).

Спешите приобрести