Мы в сети

Страны

Где встречаются воды

В Священном Кур’ане сказано означающее: «Аллаh создал два моря: одно с солёной водой и другое — с пресной. Их воды соприкасаются без видимой преграды, но не смешиваются по Воле Аллаhа». (сура 55 «Ар-Рахман», аяты 19-20)

На земле много удивительных мест, где воды различных водоемов встречаются, но не смешиваются. Например, исследования воды Средиземного моря и Атлантического океана в месте их слияния (в Гибралтарском проливе) показали, что состав и свойства воды в каждом из них отличаются. Каждая из этих водных масс имеет свою температуру, плотность, свой солевой состав, животный и растительный мир. Но даже несмотря на сильные волны, течения, приливы и отливы, их воды не смешиваются и не переходят через невидимый барьер.

Знаменитый исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто говорил: «В 1962 году немецкие ученые обнаружили, что в Баб-эль-Мандебском проливе, где сходятся воды Аденского залива и Красного моря, воды Красного моря и Индийского океана не смешиваются. Следуя примеру своих коллег, мы стали выяснять, смешиваются ли воды Атлантического океана и Средиземного моря. Сначала мы исследовали воду Средиземного моря — ее естественный уровень солености, плотности и присущие ей формы жизни. То же самое мы сделали в Атлантическом океане. Эти две массы воды встречаются в Гибралтарском проливе уже тысячи лет, и логично было бы предположить, что эти две огромные водяные массы давно должны были бы перемешаться — их соленость и плотность должны были стать одинаковыми, или, по крайней мере, схожими. Но даже в местах, где они сходятся ближе всего, каждая из них сохраняет свои свойства. Другими словами, в местах слияния двух масс воды «водный занавес не дал им смешаться».

Исследования учёных-океанологов последних десятилетий подтверждают удивительное свойство морей: их воды не перемешиваются. Более того, в океанах есть глубинные реки и озера, и даже водопады, свойства воды которых отличаются от окружающей воды океана, и не смешиваются с ней!

Место слияния рек Цзялин и Янцзы в Чунцине (Китай) Река Цзялин справа тянется на 119 км. В городе Чунцин она впадает в реку Янцзы. Чистые воды Цзялин встречаются с коричневыми водами Янцзы.

Другой удивительный пример — место встречи двух рек Велны и Нельбы (Польша). Они пересекаются строго под прямым углом, но их воды, нисколько не смешиваясь, текут дальше по своим руслам. Исследователи не раз проводили эксперименты: в Нельбу наливали синюю краску, а в Велну — красную. В месте пересечения рек краски не смешивались: синяя текла поверх красной.

В мире существует также немало других мест, где можно наблюдать это удивительное явление — водоемы «встречаются», но не смешиваются.

287 просмотров
Книги по Исламу

Страны

Мечети в Крыму

Мечети в Крыму

Построенные в XIII — XVIII вв. мусульманские культовые сооружения: мечети, медресе, теккие, дюрбе, — в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью культурного наследия. На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально — этические положения.

Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры. В Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов, золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имён и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий.

В 1314 г. по приказу хана Узбека в Крыму была построена мечеть, которая сохранилась и до наших дней. Самая большая в Крыму мечеть, сооружённая в честь султана Селима в г. Кефе (Феодосия), строение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезлеве (Евпатория) Хан — Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова XVI — XVIII вв. — Бахчисарай, Кезлев, Карасубазар, Ор (Перекоп) активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году — 38, ныне же сохранилось лишь 8. Карасубазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 1786 г. — 21. В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством. Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван — сараев XVII в., двух бань («Буюк хам-мам»), а также трёх мечетей: “Хан — Джами», “Штор Джами”, “Буюк Джами».

Ныне в Карасу базаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в XVII веке находились здания 26 мечетей, в 1786 году — 21. ныне сохранилось только три. Итак, общее количество мечетей сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно, такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу войны, количество мечетей сократилось до 1492.

В 1860 — 62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, эмигрировало в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты.

К. Ханацкий в «Памятной книге Таврической губернии» (1867 г.) показал масштабы этой трагедии: “…в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 душ. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симферопольском уезде выселилось татар за границу 17459 душ из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу… Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 душ и размешавшихся в 196 деревнях, и которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами…”

С 1944 Г. ВПЛОТЬ ДО КОНЦА ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ПЕРИОД, КОГДА УНИЧТОЖАЛОСЬ ВСЁ, ЧТО МОГЛО БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО: КЛАДБИЩА, КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ДЕРЕВНИ, ТОПОНИМИКА…

В связи с сокращением населения и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, в 1890 году, ещё меньше — 737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончания Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!).

С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды мусульманские молитвенные здания, в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно — технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы — читальни и т. д.

В 1938 году оставшиеся функционирующие мечети были закрыты, а с 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступил период, когда по возможности уничтожалось всё, что могло напоминать о народе Крыма: кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика.

(по материалам Абдуллаева И.)

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КРЫМУ МЕЧЕТЬ, СООРУЖЁННАЯ В ЧЕСТЬ СУЛТАНА СЕЛИМА В КЕФЕ — СТРОЕНИЕ ЗНАМЕНИТОГО ТУРЕЦКОГО ЗОДЧЕГО ХОДЖА СИНАНА РАЗОБРАНА В 1833 ГОДУ В КЕФЕ

206 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Страны

Текие дервишей

Текие дервишей

Текие дервишей воздвигнут недалеко от главных ворот Одун-базара, вдали от городской суеты Кезлева. Это неотразимый исторический шедевр Возрождения крымского мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии на полуострове как ансамбль, — в нем сосредоточены мечеть, текие, медресе

Первоначально текие было деревянным, вероятно, на его же фундаменте был построен каменный текие.

В конце XVIII века в Крыму насчитывалось 22 текие различных тарикатов. Во главе каждого тариката стояли шейхи, объединяющие до 30-40 дервишей. Шейхи в Крымском ханстве были наделены политической властью, среди мусульман пользовались большим авторитетом и влиянием. По утверждению Эвлия Челеби, «…в Гезлеве было несколько текие», из которых сохранился и дошел до наших дней только один. Текие на площади «Одун-базар» дает предположение, что по количеству келий и стилю строения был основан шейхами, выходцами из Коньи.

Центрально-купольное сооружение из камня-ракушечника, покрытое черепицей-сарматкой (татаркой) местного производства, с девятнадцатью кельями. Во дворе с южной стороны было кладбище, где были похоронены правоверные мусульмане, шейхи, священнослужители, послушники текие-дервиши.

В мечети проводились пятничные молебни, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон – типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Венчал его Алан – полумесяц, обращенный в сторону Къыбла.

Ансамбль «Текие-дервиш» состоит из разновременных построек: Текие считается первоначальным сооружением, медресе, более ранним строением начала XVIII века. Мечеть находилась на улице нынешней Интернациональной.

Изучая строение и основание мечетей, которые были в Гезлеве уничтожены, Моисей Гинзбург отмечает: «Минарет мечети в ансамбле „Текие“ очень похож на минарет мечети „Ашик Омера“. Они имели одинаковые основания, оба невысокие, колоннообразные».

Таким образом, напрашивается вывод что технические условия те же,  и что обе эти мечети построены по одному и тому же проекту. По архивным материалам мечеть «Ашик Омера» находилась в Гезлеве на современной улице Караимской.

Здание медресе в ансамбле «Текие-дервиш» в советский период сделали «Чайную». В 80-х годах XX столетия археологи Крыма решили для себя построить гостиницу, пристроили второй этаж. В таком виде представлен ансамбль «Текие-дервиш».

160 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Страны

Мусульманская архитектура

Архитектура Ислама

Мусульманские зодчие внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Мечети, медресе, караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки и цитадели неизменно вызывают восхищение на протяжении многих веков высоким уровнем мастерства архитекторов и новаторскими инженерными решениями.

Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные методы строительства. Они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур в сложнейшие архитектурные конструкции и филигранно сплетенные орнаменты. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в изысканные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они конструировали из простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов.

Величественные строения мусульманских зодчих средневековья впечатляют мастерски образованным переплетением арочных дуг ажурными сводами в форме звезд и кружевами решетчатых оград.

Мусульманская архитектура удивляет декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков. Многие архитектурные сооружения как произведения искусства оформлялись лепниной, напоминающей разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя. Такая лепнина стала опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кирпичной кладкой и многоцветной керамической мозаикой.

Мечети

Мусульманская архитектураМечети — места поклонения Создателю — это главный вид сооружений в Исламе. В оформлении поверхностей мечетей исламские зодчие достигли большого мастерства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью и другие материалы, изготовленные по особым технологиям.

Они также достигли совершенства в строительстве высоких минаретов, которые имели форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Мусульманская архитектураМусульмане достигли высокого уровня в строительстве мечетей с куполами диаметром в десятки метров и минаретов высотой с современное высотное здание. Это требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв и многих других факторов.

Мечеть «Аль-Харам» (Ка’ба) в Мекке

Мусульманская архитектураАрхитектура ранних мечетей была проста и функциональна. Как известно, первую в мире мечеть — Ка’бу — построил первый человек на земле — Пророк Адам, мир Ему. После Всемирного потопа эта мечеть была разрушена, а позднее восстановлена Пророком Ибраhимом и Его сыном Исма’илем. Первая мечеть во времена Пророка Мухаммада, мир Ему, была построена в Медине.

Мечеть Пророка Мухаммада, мир Ему, в Медине

Мусульманская архитектураВ разных странах сложились свои традиции строительства мечетей. Один из ранних и распространенных типов мечетей — колонная мечеть. К этому типу относятся соборные мечети, возведенные в 7 веке на юге Ирака в Басре и Куфе, а также знаменитая Кордовская мечеть. В таких мечетях квадратный или прямоугольный двор окружен глухой стеной с пристроенной изнутри крытой арочной галереей на столбах или колоннах. К стене, обращенной к Ка’бе, примыкал молитвенный зал, образованный несколькими рядами колонн.

Мусульманская архитектура

Кордовская мечеть, Испания

Выдающимся памятником архитектуры мусульманской Испании и ярким образцом колонной мечети считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.

На Среднем Востоке широкое распространение получили строения айванного типа. Это прямоугольное или квадратное строение с внутренним двором. В центре каждой стены располагается зал в виде глубокой сводчатой ниши — айван.

Мусульманская архитектураМусульманская архитектураС 14-15 вв. айван стал неотъемлемой часть парадного входа — пештака. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально­купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Такое строение типично для мавзолеев1

Одним из новшеств, одобренных исламскими учеными, было сооружение в мечетях михраба рельефной арки или арочной ниши в молельном зале, указывающей Кыблу (направление на Ка’бу). Михраб богато украшали орнаментами и религиозными текстами. А также изысканно декорировали минбар — возвышение справа от михраба (обычно в форме лесенки), с которого имам читал проповедь.

Строительство жилых домов и общественных зданий

Мусульманская архитектураМусульманские зодчие достигли большого мастерства и в светском строительстве: дворцов, караван-сараев, бань и других общественных сооружений, которые отличались не только внешней красотой, но и высокой функциональностью.

Одним из интереснейших архитектурных решений мусульманских строителей было сооружение жилых домов таким образом, чтобы со стороны улицы не была видна жизнь их обитателей. С улицы был виден глухой фасад дома, а окна и двери выходили во внутренний двор, где размещались все строения, а также фонтаны, водоемы и цветущий сад.

 ________________________________________________________

1 могилы святых и правителей, над которыми возведено здание

1 243 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное