Мы в сети

Актуальное

Лицемерие и искренность в Исламе

Лицемерие и искренность в Исламе

Лицемерие (ар-рия) — это один из самых опасных духовных недугов. Оно легко проникает в сердце, но от него сложно избавиться. Некоторые мусульманские ученые сравнили лицемерие со стрелами, мгновенно и незаметно пронзающими сердце. У этого греха так много проявлений, что человек не всегда распознает его и может даже не догадываться, что вместо ожидаемого вознаграждения за доброе дело ему записан большой грех.

Что такое лицемерие?

Лицемерие (тщеславие, показуха) — совершение благих дел не ради Аллаhа, а ради похвалы людей, например, если мусульманин держит Пост или выполняет Намаз или даже едет в Хадж ради того, чтобы люди его похвалили. А также является лицемерием, если человек дает кому-то милостыню, приглашает в гости, посещает больного не ради Всевышнего, а ради того, чтобы им восхищались и говорили о нем. Он получил бы вознаграждение за эти дела, если бы не стремился к жизненной выгоде, а делал это только ради Аллаhа. Если верующий делал доброе дело из тщеславия, но покаялся до того, как его завершил, то с момента покаяния ему будет записываться вознаграждение.

Как распознать лицемерие

В Исламе лицемерие может проявляться по-разному. Например, человек может прибедняться, желая вызвать жалость у окружающих, одевает старую изношенную одежду, часто сидит в мечети и делает вид, что он изнемогает от усталости, выполняя Намаз, чтобы люди думали, что он такой старательный и неприхотливый и так много поклоняется Создателю, что наверно уже стал святым. Его цель — возвыситься в глазах окружающих. То же самое, когда человек на людях мало ест, постоянно перебирает четки, повторяя зикр, чтобы люди считали его суфием. На самом деле он вовсе не суфий, а лицемер! А если он, кроме стремления к похвале, еще и собирает деньги или принимает подарки, то к его греху лицемерия добавляется другой грех «использование чужих средств не по праву» (это примерно то же самое, что использование украденных денег).

Еще один вид лицемерия (показухи) — устраивать дома застолья и приглашать высокопоставленных чиновников или авторитетных ученых для того, чтобы окружающие думали, что хозяин дома занимает высокое положение в обществе, раз к нему приходят такие люди. Или приглашать к себе много теологов, чтобы потом люди говорили, что от него исходит особый баракят.

А также лицемерием является, если женщина ответит добром на хороший поступок мужа, чтобы люди говорили, что она хорошая жена. Или наоборот — если мужчина покупает жене и детям подарки ради того, чтобы окружающие считали его хорошим мужем.

Любое доброе дело принесет верующему пользу в вечной жизни только в том случае, если оно сделано ради Аллаhа Всевышнего. Если у человека было два намерения — и ради Аллаhа, и ради похвалы людей, то это тоже лицемерие, и ничего, кроме греха, ему за это не будет.

Известен хадиc1, когда Посланник Аллаhа говорил означающее: «Воистину, Аллаh не принимает то, что было сделано не искренне ради Него».

Часто люди вообще не задумываются о намерении, а делают добрые дела по инерции. Например, если мужчина обеспечивает семью или женщина ухаживает за близкими просто так, по привычке, то им не будет вознаграждения на Том Свете, но и не записывается грех.

А если верующий выполняет Намаз или другие религиозные ритуалы без намерения ради Аллаhа и не ради похвалы, а просто так, потому что привык это делать изо дня в день, то они считаются выполненными, но без вознаграждения. И такая невнимательность лишает человека возможности получить огромное вознаграждение за его добрые дела.

А также человеку не записывается грех, если он, делая добро, хотел, чтобы его полюбили, а не ради известности или похвалы, но и вознаграждения за это доброе дело он тоже не получит.

Еще бывает такое, что человек на людях старается больше, чем в одиночестве. Например, дома он не выполняет Намаз-сунну, а в мечети на людях выполняет. Если он делает это ради того, чтобы его хвалили, то это лицемерие, а если он делает это ради того, чтобы стать ближе к людям, чтобы они принимали от него достоверные религиозные знания, то ему нет греха за это и будет вознаграждение.

Пророк Мухаммад многократно предупреждал верующих об опасности лицемерия (ар-рия) и даже назвал этот грех «малым ширком»2.

Ширк (в общем значении) — это придавать Создателю соучастника в божественности. Это является неверием. Лицемерие же не является неверием, но это настолько большой грех, что Пророк назвал его «малым ширком».

Посланник Аллаhа сказал3: «Тот, кто делает добрые дела для того, чтобы люди говорили о нем, то Аллаh опозорит (разоблачит) его. И если кто-то лицемерит, то Аллаh дает знать об этом ангелам».

Позор на этом свете несравним с позором, который грешник испытает в Судный День. Ведь там все человечество увидит его истинную сущность.

Сказано в Священном Кур’ане (сура «Аль-Бакара», аят 264) означающее:

«О, верующие! Не теряйте награду от Аллаhа за ваши благодеяния из-за упрёков или обиды, как [не получат свою награду] лицемеры, которые дают деньги напоказ, и те, кто не верят в Аллаhа и в Судный День. Они подобны скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Напрасны будут их старания — не будет награды за них. [Воистину,] Аллаh не дает блага неверующим, которые отказались идти по Истинному пути».        

Как избавиться от лицемерия

Очищение сердца от лицемерия — это тяжелая работа. Суфьян Ас-Саурий сказал: «Самое сложное, над чем я работал, исправляя себя — это намерение».

Человеческая натура (нафс) так устроена, что любит похвалу. Одни строят школы для того, чтобы их хвалили, другие усердно учатся, чтобы потом о них говорили «Вот это ученый!», третьи идут в бой, чтобы прославиться. И так мало по-настоящему искренних людей! Аулия говорили, что последний грех, от которого они избавились, перед тем, как стать святыми — это было лицемерие. Тщеславие — это последнее, что уходит из сердца суфия.

Ученые постоянно напоминали людям о важности искреннего намерения. Имам Аль-Бухарий начал свой знаменитый сборник хадисов «Сохих» с хадиса об искренности. ‘Абдуррахман ибн Маhдий сказал: «Если бы я писал книгу, то каждый ее раздел начинался бы с хадиса об искренности».

Ученые говорили: «Так создан нафс — он склонен к ар-рия, и избавиться от лицемерия — это одна из сложнейших задач для нафса. И нет другого пути очиститься от этого недуга, кроме как приложив много сил и стараний».

Советы для избавления от лицемерия:

  • Постоянно напоминайте себе, что все происходит по Воле Бога, и только Он создает.
  • Не забывайте, что без искренности от ваших стараний не будет плодов (сауаба) на Том

Свете.

  • Скрывайте свои добрые дела. Пророк ‘Иса сказал4: «Если кто-либо из вас постится, то перед тем, как выйти к людям, пусть смажет маслом бороду и губы5, чтобы не было видно, что он держит пост. А если вы даете [милостыню] правой рукой, то пусть даже ваша левая рука этого «не видит». И если кто-то из вас выполняет Намаз, то пусть опустит занавес на двери. Воистину, Аллаh дает возвеличивание, как и раздает ризк».

Святые прячут свои добрые дела подобно тому, как обычные люди прячут свои грехи.

Имам Зун-Нун Аль-Мисрий передал, что некоторые ученые сказали: «Человек не будет по-настоящему искренним, пока не пожелает находиться в колодце, чтобы о нем никто не знал».

_____________________________________________________________

[1] этот хадис передал Абу Дауд и Ан-Насаи от Абу Умамы
[2] это передал имам Аль-Хаким в книге «Мустадрак»
[3] этот хадис передан в сборниках имамов Аль-Бухарий и Муслима от Джундуба
[4] передал имам Аль-Байhакый от hиляля ибн Ясара
[5] когда человек постится, обычно его губы выглядят сухими

 

Книги по Исламу

Актуальное

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Аллах сделал земную жизнь временным местом пребывания, после которого человек переходит в следующую жизнь. И разумный человек — это тот, кто пользуется возможностями своей жизни, возможностями своей молодости, свободного времени, способностей и сил, приобретая запасы для следующей жизни, а тот, кто не обращает на это внимание — он из числа потерпевших убыток.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Благоразумен тот, кто отдает себе отчет и готовит себя к тому, что будет после смерти, а тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха — слабый». Передали ат-Тирмизий и аль-Байхакый.

Этот хадис означает, что тот, кто знает, что полезно и правильно для него и борется с самим собой, стремясь к покорности и поклонению, побеждает свой нафс, запрещая совершать грехи является является разумным, и он тот, о ком сказано «благоразумный».

Слабый же это тот, у кого мало усердия и стараний на благо последующей жизни. Здесь не имеется в виду немощный телом, не имеющий физической силы, однако, немощный в осознании того, что будет полезным для него на том свете — именно такого человека Посланник Аллаха назвал слабым.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Слабый тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха». Он тот, который позволяет себе следовать своим страстям, погружаясь в грехи, при этом возлагая на Аллаха надежды, полагая, что Аллах помилует его и почтет его после его смерти. Он надеется на это несмотря на то, что потакает своему нафсу и проявляет лень в соблюдении повелений Аллаха, не готовясь к следующей жизни.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Передали Ахмад и Ибн Хиббан от Анаса, что Пророк Мухаммад сказал, означающее:
«Нет [полноценной] религии у того, кто не выполняет обещание и нет [полноценной] веры у того, кто не оправдывает доверия».

Тот, кто дал обещание другому, должен сдержать его и не нарушать. Когда мусульманин приезжает к не мусульманам, там, где его приютили, ему не дозволено предавать их или поступать по отношению к ним вероломно, совершая с ними куплю-продажу или другие сделки. Не дозволено их обманывать так же, как не дозволено обманывать мусульманина.

Когда он продает не мусульманину что-либо, имеющее дефект, он обязан указать ему на это, иначе он попадает в грех и достоин наказания от Аллаха, как если бы он продал это мусульманину.

Также, когда покупает что-либо с отсрочкой, то обязан отдать деньги сполна. Если тот умер до того, как вернул ему стоимость, то должен вернуть его семье.

Также, если кто-то оставил ему имущество на хранение, то он должен сберечь эту вещь, а если он этого не сделает, то будет достоин наказания в следующей жизни. И даже если тот человек умер до того, как мусульманин вернул ему вещь, данную на хранение, то он обязан вернуть эту вещь тому, кому она принадлежит по праву. И если он не сделает этого, то будет достоин наказания в следующей жизни. Даже если тот, человек, с которым он совершает сделку, исповедует другую религию, то все равно он обязан совершать с ним сделку честным путем, как он обязан это в отношении мусульманина.

Таково разъяснение хадиса Пророка Мухаммада.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Аллах повелел Своим рабам давать советы друг другу, и повелел быть искренними между собой. Совет (Насихат) — это указание брату на благо и предостережение его от зла. Совет является утвержденной обязанностью.

Передано в достоверном сборнике имама Муслима от Абу Рукаййи Тамима ибн Ауса ад-Дарийа, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал, означающее:

«[Опора и важная основа] религии — совет». Мы спросили: «По отношению к кому?». Пророк ответил, означающее: «По отношению к Аллаху (веря в Него Должным образом), к Его Писанию (признавая, что Коран истина, ниспосланная Всевышним), к Его Посланнику (признавая его пророчество), к правителям мусульман (поддерживая их в истине) и к простым мусульманам (указывая им на их благо)».

Значение этого хадиса в том, что Ислам повелевает к совету и наставлению к истине. Потому что совет (насыха) может быть только во благо. Что касается совета (насыха) по отношению к Аллаху — это вера в Него и в Его Атрибуты и что они не подобны качествам созданных. Совет по отношению к Корану — возвеличивать его и верить в то, что в нём содержится. Совет по отношению к Посланнику — следовать его пути. Совет по отношению к простым людям — разъяснять истину, путём наставления незнающего, призывать к соблюдению и предотвращать греховное и предостерегать от всего, что несет в себе вред в религии или в мирской жизни. Это и есть совет Насыха.

Передал аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак» что Посланник Аллаха сказал, означающее: «Всевышний Аллах сказал: «Будет Любовь Моя любящим друг друга ради Меня и будет Любовь Моя дающим советы друг другу ради Меня».
Любить ради Аллаха подразумевает то, что верующий искренне даёт своим братьям советы желая им из блага то, что желает себе, и не желая им из зла то, что не желает себе.

Действуя в соответствии с хадисом, мы подтвердим свою приверженность к пути ахлю-сунны валь-джамаа, пути большинства общины Пророка Мухаммада. Ахлю-сунна на сегодняшний день, даже если некоторые из них имеют упущения в соблюдении, однако, если посмотреть на их убеждения, то они продолжают следовать тем убеждениям, которых придерживались сподвижники Пророка и те, кто последовал за ними вплоть до наших дней. Мусульманские учёные на востоке и на западе исповедуют убеждения ахлю-сунны.

Также мы должны предостерегать от зла и всего дурного, а самое большое зло и преступление — это неверие со всеми его видами. Поэтому каждый должен следовать хадису, в котором говорится, что опора и важная часть религия — это совет

Потому что совет — это желать своему брату делать то, что одобрено Аллахом и помогать ему отдалиться от того, что не одобрено Аллахом. Тот, кто действует в соответствии с этим хадисом, будет из числа спасенных, а тот, кто не соблюдает, будет из потерпевших убыток. О, Аллах, даруй нам быть из числа спасенных!

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное