Мы в сети

Актуальное

Минимализм как образ жизни — как путешествовать на легке

Минимализм как образ жизни - как путешествовать на легке

Жизнь — это большое путешествие. Оно начинается с рождением человека и заканчивается его смертью. Цель этого путешествия обрести счастье в вечном мире, а задачи – сохранить веру в Бога, выполнить все Его повеления, избежать грехов и совершить как можно больше добрых дел, чтобы легко пройти отчет в Судный День, войти в Рай и получить как можно больше вознаграждения на Том Свете. Казалось бы, ничего сложного, ведь Бог не обязал людей делать то, что они не в силе, но, тем не менее, мало кто справляется с этими задачами и проходит свой земной путь достойно.

Что же мешает людям обрести вечное счастье? Фальшивый блеск этой мирской жизни (дунья), собственный неуемный нафс, шайтаны из людей и джиннов — вот враги человека на пути к вечному счастью. Слабые люди сдаются, прельщаясь мирскими богатствами, жаждут заполучить их, гоняются за призрачным счастьем, обустраивают свою временную жизнь, забывая, что они — всего лишь путешественники в этом мире.

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ НАЛЕГКЕ — МИНИМАЛИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Умный человек путешествует налегке, взяв с собой только самое необходимое. Именно к этому призвал Пророк Мухаммад. Он сказал: «Воистину, я не привязан к этой жизни, и меня не влекут её соблазны. Я всего лишь путник, остановившийся отдохнуть в тени дерева, чтобы вскоре покинуть это место и отправиться дальше».

Что человеку необходимо в этом путешествии? Немного еды, чтобы утолить голод, немного сна, чтобы набраться сил, немного одежды, чтобы прикрыть и защитить свое тело, и место для ночлега. Все это нужно лишь для того, чтобы лучшим образом выполнять свою главную миссию на земле — поклоняться своему Господу, а наградой будет высокая степень в Раю.

Но большинство людей забывают или даже не знают своем истинном предназначении. Смыслом их жизни становится накопительство, удовлетворение своих сиюминутных желаний, поиск счастья в этом временном мире.

ЭПОХА ПОТРЕБЛЕНИЯ

В последние годы стремление человечества к накопительству и потреблению бьет все рекорды. Прилавки ломятся от товаров, реклама стала агрессивной, производители обезумели в стремлении к обогащению и стараются привязать потребителя к своей продукции любой ценой, средства массовой информации работают на индустрию потребления. Вся жизнь современного человека крутится вокруг вещей. Появился новый термин «общество потребления», в котором люди вовлекаются в постоянную цепочку заработка и потребления, оставляя неразвитой свою духовную сферу. Это выгодно для производителей и управляющих «обществом потребления». По сути, человек-потребитель является винтиком в этой системе, объектом манипуляции. Им легко управлять. Он как марионетка в руках тех, кто хочет нажиться. Его задача примитивна — зарабатывать деньги и тратить их на товары. А его желания, а также мировоззрение легко контролировать через телевизионные шоу, фильмы, моду, глянцевые журналы, рекламу и так далее.

Постоянный покупательский интерес к товарам поддерживает грамотно продуманная реклама. Не стоит ее недооценивать. Современные маркетологи далеко ушли от своих предшественников. Сейчас реклама — это не просто яркая картинка или красивый ролик, это тонко продуманная стратегия, основанная на психологии, шпионаже и манипуляции. Вы можете даже не подозревать, что маркетинговые компании собирают и анализируют данные о вас, исходя из того, какими сайтами вы пользуетесь, какой товар искали в интернете, какие ролики просматривали и так далее. На основе этих и других данных составляется портрет потребителя. Еще более изощренный способ собрать необходимую о вас информацию — использовать микрофон на вашем планшете или смартфоне. Не догадываясь, что устройство способно анализировать ваши слова, вы можете в разговоре упомянуть товар, который хотели бы купить, или страну, в которой хотели бы отдохнуть, и «неожиданно» реклама этого товара появляется на ваших страничках в социальных сетях или на сайтах, которые вы посещаете. И наивный потребитель думает: «Надо же! Я как раз хотел такой планшет, зашел на свою электронную почту, а там реклама этого планшета! Какое совпадение! Значит, надо брать». Также потребительский интерес «держит в тонусе» яркая упаковка, огромные гипермаркеты, раскладка товаров на полках, скидки, распродажи, акции и так далее. Задача маркетологов — любыми способами заставить человека думать о том, что ему действительно нужны все эти вещи.

Производителям не выгодно делать товары, которые человек купит один раз и будет пользоваться ими до конца жизни. Наоборот, им выгодно делать «одноразовые вещи», чтобы человек покупал их снова и снова. Так люди привыкают покупать, пользоваться, выбрасывать и покупать вновь. Удивительно и то, что даже если вещь не потеряла своей функциональности и вполне пригодна для использования, человек хочет купить другую, так как «его уже устарела морально». Особенно ярко это видно на примере современных гаджетов. Человек покупает смартфон, но каждый год выходит новая «улучшенная» модель, и всего через пару лет и даже меньше он уже хочет иметь новую версию.

Одноразовость, когда вещь можно использовать и без сожаления выкинуть, все глубже проникает во все сферы жизни, постепенно завоевывая сознание людей. Столкнулся с трудностями на работе — легче сменить ее, чем прилагать усилия и преодолевать преграды. Стало тяжело учиться — бросил и занялся тем, что легче. Отношения между людьми тоже стали «одноразовыми». Если что-то не понравилось, то легче избавиться от общения с человеком, чем мириться, исправляться и прилагать усилия. В людях стали пропадать терпение, бережливость, уважение, стойкость, а появилось поверхностное, беспечное и легкое отношение ко всему.

Человек, как белка в колесе, бежит за новыми вещами, полагая, что получив все это, станет счастливым. Он тратит свое время на то, чтобы заработать как можно больше денег и купить то, «чего ему не хватает для счастья», но новая покупка приносит ему только кратковременное удовлетворение, и он покупает еще и еще. Это похоже на наркотическую зависимость, когда возникает привыкание, и для того, чтобы почувствовать наслаждение, надо увеличивать дозу. Но в итоге такой потребительский образ жизни приводит к разочарованию.

Удивительный парадокс: чем больше человек имеет, тем сильнее его поглощает страсть к большему. Пророк Мухаммад сказал: «Если человеку дать золота размером с гору Ухуд, то он пожелает ещё столько же».

Странно так же и то, что осознав, что покупка большого количества вещей не дает больше радости, люди все равно продолжают гнаться за вещами — это похоже на манию. Их не останавливает даже то, что уже купленные вещи требуют места, сил и внимания — за ними нужно ухаживать, их нужно охранять и т.д.

Средства массовой информации формируют в сознании людей образ «идеальной» жизни. Это может быть картинка в глянцевом журнале, на которой изображен «идеальный» дом. Она как будто говорит: «Если у тебя не такой дом, то твоя жизнь не идеальна, и ты будешь несчастен». И человек стремится это заполучить. Стало обычным подражать жизни других людей или даже вымышленной, основываясь на примерах из рекламы, используя их как мерило. С картинки на вас смотрят красивые улыбающиеся люди. Она кажутся счастливыми. Мало кто задумывается над тем, что это всего лишь актеры, их красота — результат работы целой команды специалистов и компьютерной обработки, а их счастливые улыбки — это задача, которую им поставили сценаристы. Вместо этого потребитель задается вопросом «как я могу достичь того же?» Погоня за счастьем «с картинки» вызывает неудовлетворенность собственной жизнью, люди перестают здраво мыслить, теряют понимание того, что на самом деле важно и ценно.

Еще одна причина погони за вещами, за «картинками» — это желание «быть как все». Людям присущи стадные чувства, и если сейчас большинство людей в мире вовлечены в процесс потребления, то отказываясь от такого образа жизни, человек, привыкший следовать общественному мнению, чувствует себя изгоем, ему не комфортно.

Все чаще в наше время встречаются люди, больные «патологическим накопительством» и «шопоголизмом». Они потеряли контроль над своим нафсом, и их страсть к приобретению товаров стала непреодолимой. Это — зависимость, а маркетинговые технологии и информация поощряют человека в этой зависимости. По сути, им даже не важна сама вещь — им важен процесс покупки. Эта болезнь обостряется, когда в магазинах устраивают распродажи и акции. Например, в США уже не один год существует традиция в конце года устраивать большие распродажи. Это привело к тому, что тысячи людей выстраиваются в очереди еще с ночи, чтобы утром, в первые секунды работы магазинов, вместе с толпой забежать внутрь и купить с огромной скидкой что-нибудь, без чего, в общем-то, им и раньше неплохо жилось. Кадры с таких распродаж ужасают: люди, как обезумевшие, врываются в магазин, хватают все на своем пути и даже дерутся за вещи.

В результате, несмотря на то, что многие люди живут в больших домах, им не хватает места для хранения всех вещей. В так называемых «развитых» странах появилась новая индустрия, предлагающая услуги по хранению вещей в контейнерах. Эти контейнеры занимают огромные территории! Но самое удивительное, что люди только привозят туда вещи, но почти никогда не забирают их оттуда!

В противовес этой безумной гонке потребления набирает обороты движение минимализма. Суть этого движения: освободись от ненужных вещей, сведи свою жизнь к необходимому минимуму, ведь человеку для жизни нужно фантастически мало, не надо ее перегружать, гнаться за модой и рекламой. Вещи занимают слишком много места и мыслей, и, избавляясь от них, ты получишь свободное время. Вещи требуют внимания: их надо хранить, за ними надо ухаживать, их надо перевозить. Когда у человека много вещей, он теряет ощущение их ценности и наоборот — когда их мало, то они приносят радость. Каждая вещь забирает энергию человека. Большое количество вещей — как большое количество открытых вкладок на компьютере — это отвлекает и рассеивает внимание, не дает сосредоточиться. Таким образом, вещи отягощает нашу жизнь и физически, и морально. Это якорь, который не дает двигаться к успеху.

Минималисты сознательно отказываются от потребительства и проводят разные эксперименты, например, предлагают прожить год без покупок. Участники объединяются в группы с намерением год обходиться теми вещами, которые у них уже есть, не покупая ничего нового. Участник другого эксперимента запаковал в коробки все свои вещи и вынимал оттуда только те предметы, которые ему действительно необходимы. Спустя какое-то время оказалось, что он использовал всего 20% вещей. Оставшиеся 80% он отдал на благотворительность. Еще один эксперимент — обходиться 150 вещами. Подразумеваются все личные вещи от одежды всех сезонов до документов, записных книжек, зарядок и так далее. Известно, что великие суфии, которые вели аскетичный образ жизни, обходились еще меньшим количеством вещей: например, накидка из грубой шерсти служила для них одеждой и постелью, в доме не было ничего, кроме самого необходимого, а у некоторых не было и дома.

Сторонники минимализма говорят: «Сколько весит ваша жизнь? Представьте, что вы несете рюкзак. Его лямки врезаются в ваши плечи, ощутили? А теперь сложите в него всё, что составляет вашу жизнь. Начните с любых мелочей — с безделушек, которые вы коллекционируете. Почувствуйте, вес прибавился. Теперь пойдут вещи покрупнее: одежда, бытовая техника, лампы, постельное белье, телевизор — рюкзак уже очень тяжелый. А дальше больше: кушетка, кровать и прочая мебель.

Постарайтесь поместить в рюкзак. А теперь пройдитесь. Тяжело? То же самое мы делаем с собой ежедневно, навешивая на себя столько всего, что не можем двигаться».

«Минимализм — это стиль жизни и инструмент, который может поддержать на пути к свободе от лишних вещей, от переживаний, от депрессии и от синдрома массового потребления, вокруг которой строится жизнь современного общества».

Если у вас много вещей, то хотите вы того или нет, но вы вынуждены думать о том, куда их положить, как упорядочить, а потом как найти нужную вещь. Представьте экстренную ситуацию, когда вам быстро надо взять только самое необходимое, то есть за считанные минуты надо принять решение — что из всех этих вещей вам действительно нужно и где они лежат.

Скорее всего, человек растеряется и возьмет первое, что попадется ему на глаза, и испытает дополнительный стресс из-за того, что не смог взять все остальное.

Поэтому еще один минус вещей — они вызывают привязанность: часто люди прикипают к вещам сердцем и не могут с ними расстаться, как с родными людьми. Это делает людей слабыми, зависимыми, они страдают, если их вещи портятся или теряются. Поэтому им нелегко принять решение избавиться от вещей.

Одна из версий, почему современные люди так привязаны к вещам — это зияющая пустота в их духовой жизни. Они заполняют эту пустоту материальными ценностями, пытаются занять свое время развлечениями, чтобы просто получать от жизни удовольствие и не думать о том, что с ним будет. Вещи забирают не только время, но и силы.

В Стэнфорде провели эксперимент, который показал, что, например, женщина до момента приезда на работу принимает более 400 решений от «что надеть? что покушать?» до — «чем доехать?». Она уже устает до того, как приступает к работе. И чем больше у человека вещей, тем больше решений ему надо принимать.

Осознание этой проблемы — это первый шаг к исцелению. Следующий шаг — «расхламление». На этой стадии надо выбрать из всех вещей только те, которые вам действительно необходимы для жизни, а от остального избавиться: отдать бедным, продать, подарить тому, кому это нужнее. На этой стадии главное — не бояться, что вы лишитесь чего-то нужного. Разорвите привязанность к вещам. Постепенно отказываясь от всего лишнего, вы почувствуете легкость, свободу и довольство тем, что у вас есть. Вас уже не будут прельщать витрины и рекламные уловки. Так вы сможете воспитать свой нафс, избавиться от зависимости, здраво посмотреть на то, что происходит вокруг вас. Вы увидите, что у вас появилось больше свободного времени, которое вы можете тратить на действительно важные дела.

Не переживайте, что ваша жизнь станет скучной и однообразной. Вовсе нет! Наоборот, избавившись от лишних вещей, от болезненных зависимостей и слепого следования за фальшивым блеском этой дунья, а также обретя довольство тем, что у вас есть — вы почувствуете себя счастливыми. Вам станет жаль тех людей, которые участвуют в этом нездоровом ажиотаже — в погоне за вещами.

Богатство — в довольстве! Быть довольным тем, что дано Аллахом1в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую — одна из обязанностей сердца. Человек должен быть доволен тем, что имеет, и у него не должно быть жажды и стремления к преумножению жизненных благ, недоступных для него. Пророк Мухаммад2в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском сказал: «Мало и достаточно — лучше, чем иметь много и отвлекаться от более приоритетных дел, приносящих пользу».

Книги по Исламу

Актуальное

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Аллах сделал земную жизнь временным местом пребывания, после которого человек переходит в следующую жизнь. И разумный человек — это тот, кто пользуется возможностями своей жизни, возможностями своей молодости, свободного времени, способностей и сил, приобретая запасы для следующей жизни, а тот, кто не обращает на это внимание — он из числа потерпевших убыток.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Благоразумен тот, кто отдает себе отчет и готовит себя к тому, что будет после смерти, а тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха — слабый». Передали ат-Тирмизий и аль-Байхакый.

Этот хадис означает, что тот, кто знает, что полезно и правильно для него и борется с самим собой, стремясь к покорности и поклонению, побеждает свой нафс, запрещая совершать грехи является является разумным, и он тот, о ком сказано «благоразумный».

Слабый же это тот, у кого мало усердия и стараний на благо последующей жизни. Здесь не имеется в виду немощный телом, не имеющий физической силы, однако, немощный в осознании того, что будет полезным для него на том свете — именно такого человека Посланник Аллаха назвал слабым.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Слабый тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха». Он тот, который позволяет себе следовать своим страстям, погружаясь в грехи, при этом возлагая на Аллаха надежды, полагая, что Аллах помилует его и почтет его после его смерти. Он надеется на это несмотря на то, что потакает своему нафсу и проявляет лень в соблюдении повелений Аллаха, не готовясь к следующей жизни.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Передали Ахмад и Ибн Хиббан от Анаса, что Пророк Мухаммад сказал, означающее:
«Нет [полноценной] религии у того, кто не выполняет обещание и нет [полноценной] веры у того, кто не оправдывает доверия».

Тот, кто дал обещание другому, должен сдержать его и не нарушать. Когда мусульманин приезжает к не мусульманам, там, где его приютили, ему не дозволено предавать их или поступать по отношению к ним вероломно, совершая с ними куплю-продажу или другие сделки. Не дозволено их обманывать так же, как не дозволено обманывать мусульманина.

Когда он продает не мусульманину что-либо, имеющее дефект, он обязан указать ему на это, иначе он попадает в грех и достоин наказания от Аллаха, как если бы он продал это мусульманину.

Также, когда покупает что-либо с отсрочкой, то обязан отдать деньги сполна. Если тот умер до того, как вернул ему стоимость, то должен вернуть его семье.

Также, если кто-то оставил ему имущество на хранение, то он должен сберечь эту вещь, а если он этого не сделает, то будет достоин наказания в следующей жизни. И даже если тот человек умер до того, как мусульманин вернул ему вещь, данную на хранение, то он обязан вернуть эту вещь тому, кому она принадлежит по праву. И если он не сделает этого, то будет достоин наказания в следующей жизни. Даже если тот, человек, с которым он совершает сделку, исповедует другую религию, то все равно он обязан совершать с ним сделку честным путем, как он обязан это в отношении мусульманина.

Таково разъяснение хадиса Пророка Мухаммада.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Аллах повелел Своим рабам давать советы друг другу, и повелел быть искренними между собой. Совет (Насихат) — это указание брату на благо и предостережение его от зла. Совет является утвержденной обязанностью.

Передано в достоверном сборнике имама Муслима от Абу Рукаййи Тамима ибн Ауса ад-Дарийа, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал, означающее:

«[Опора и важная основа] религии — совет». Мы спросили: «По отношению к кому?». Пророк ответил, означающее: «По отношению к Аллаху (веря в Него Должным образом), к Его Писанию (признавая, что Коран истина, ниспосланная Всевышним), к Его Посланнику (признавая его пророчество), к правителям мусульман (поддерживая их в истине) и к простым мусульманам (указывая им на их благо)».

Значение этого хадиса в том, что Ислам повелевает к совету и наставлению к истине. Потому что совет (насыха) может быть только во благо. Что касается совета (насыха) по отношению к Аллаху — это вера в Него и в Его Атрибуты и что они не подобны качествам созданных. Совет по отношению к Корану — возвеличивать его и верить в то, что в нём содержится. Совет по отношению к Посланнику — следовать его пути. Совет по отношению к простым людям — разъяснять истину, путём наставления незнающего, призывать к соблюдению и предотвращать греховное и предостерегать от всего, что несет в себе вред в религии или в мирской жизни. Это и есть совет Насыха.

Передал аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак» что Посланник Аллаха сказал, означающее: «Всевышний Аллах сказал: «Будет Любовь Моя любящим друг друга ради Меня и будет Любовь Моя дающим советы друг другу ради Меня».
Любить ради Аллаха подразумевает то, что верующий искренне даёт своим братьям советы желая им из блага то, что желает себе, и не желая им из зла то, что не желает себе.

Действуя в соответствии с хадисом, мы подтвердим свою приверженность к пути ахлю-сунны валь-джамаа, пути большинства общины Пророка Мухаммада. Ахлю-сунна на сегодняшний день, даже если некоторые из них имеют упущения в соблюдении, однако, если посмотреть на их убеждения, то они продолжают следовать тем убеждениям, которых придерживались сподвижники Пророка и те, кто последовал за ними вплоть до наших дней. Мусульманские учёные на востоке и на западе исповедуют убеждения ахлю-сунны.

Также мы должны предостерегать от зла и всего дурного, а самое большое зло и преступление — это неверие со всеми его видами. Поэтому каждый должен следовать хадису, в котором говорится, что опора и важная часть религия — это совет

Потому что совет — это желать своему брату делать то, что одобрено Аллахом и помогать ему отдалиться от того, что не одобрено Аллахом. Тот, кто действует в соответствии с этим хадисом, будет из числа спасенных, а тот, кто не соблюдает, будет из потерпевших убыток. О, Аллах, даруй нам быть из числа спасенных!

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное