Мы в сети

Актуальное

О зависти в Исламе

О зависти в Исламе

Зависть — первый в мире грех

Посланник Аллаhа сказал: «Не станет полноценным верующим (т.е. не достигнет совершенства в вере) тот, кто не будет желать другим того же, что любит сам».

Людей, которые действительно желают другим всего, что хотели бы иметь сами — один на миллион. Это качество характеризует святых людей. Если представить, к примеру, двух очень голодных людей, одному из которых дали немного еды, то мало кто способен в такой ситуации отдать ее другому.

Чаще мы видим противоположное — люди соперничают. Так создан человек, что его нафс стремится к первенству, и ему неприятно, если кто-то его превосходит. Часто даже у детей бывает такая фраза, произнесенная с обидой: «Почему у него есть, ау меня нет?!» Это чувство недовольства тем, что кто-то имеет больше или у кого-то что-то лучше, называют завистью.

В одном из хадисов Пророк Мухаммад сказал: «Не завидуйте!». В объяснении этого Хадиса ученые сказали, что внутреннее чувство зависти может проявляться по-разному. Первый вариант — если человек стремится получить то же, что есть у другого, но не желает, чтобы тот утратил это благо. Например, у кого-то хорошая машина, и второй работает, стремясь купить такую же, но не хочет, чтобы этот человек лишился своей машины. Второй вариант внутреннего чувства зависти — желать, чтобы это благо появилось у вас и исчезло у того, кому вы завидуете. И третий — желать, чтобы это благо исчезло у вашего объекта зависти, но не хотите, чтобы оно появилось у вас.

Есть единогласное заключение мусульманских ученых (иджма), что зависть является грехом в том случае, если кому-то не только не нравится чужое благо, но и он делает что-то с целью, чтобы это благо у того человека пропало. То есть зависть однозначно является грехом, если есть оба пункта — ненавидеть чужое благо и действовать с целью того, чтобы это благо у другого исчезло.

И это — самый первый грех в мире. Праотец джиннов Иблис, которого звали Азазиль, когда он еще был верующим, увидел, как ангелы по повелению Аллаhа приветствуют земным поклоном1 первого человека — Адама, и он стал завидовать ему. Иблис также завидовал тому, что Аллаh дал Адаму знать все языки, названия всех вещей и дал ему жить в Раю. Тогда Иблис, ведомый своей завистью, замыслил навредить Адаму, чтобы он вышел из Рая и был спущен на землю. То есть он не стал бороться с этим чувством, а еще и реализовал свой коварный план, чтобы добиться своей цели — навредить тому, кому он завидовал.

Таким образом, порицаемый вид зависти — это когда кто-то ищет возможности поступить хитро, навредить мусульманину, которому он завидует, желая, чтобы тот утратил благо. А если у человека появилось в сердце чувство зависти, но его богобоязненность удержала его от каких бы то ни было действий, то это не грех. В таких ситуациях человек говорит себе: «Я не хочу нарушать законы Бога и вредить другому мусульманину», и то неприятное чувство зависти и желание, чтобы другой утратил какое-то благо, которое исходит от его нафса, в данном случае не учитывается. То есть он не будет наказан в аду, если ничего не предпринял в такой ситуации, но это не означает, что само чувство зависти безвредно.

Имам Аль-Газалий в своей известной книге «Аль-ихья» написал, что есть три реакции человека на чувство зависти, возникшее в его сердце:

  1. Человеку неприятно чувство зависти, исходящее от его нафса, и когда он разумно оценивает это чувство, взвешивая на весах шариата, то отчетливо понимает, что ему это в себе не нравится, и он хотел бы избавиться от этого2. То есть он сопротивляется зависти и старается удалить ее из сердца. В таком случае у ученых нет разногласий в том, что это не является грехом. Раз человек старается избавиться от этого нехорошего чувства, хоть и не сразу получается, то он не отвечает за это.
  2. Человеку нравится это чувство, и он предпринимает действия, чтобы лишить другого этого блага. К таким действия относятся не только поступки, но и слова. В таком случае у ученых тоже нет разногласий — все дали заключение, что это грех.
  3. Человека устраивает чувство зависти, возникшее в его сердце, он не испытывает к этому чувству ненависти и не пытается от него избавиться, но при этом никаких противоправных действий он не предпринимает. В этом вопросе мнения ученых разделились: одни сказали, что это грех, а другие — не грех. Но, по мнению имама Аль-Газалий, «скорее всего, он не останется без греха». Именно к этому мнению склонялись многие великие ученые, как например, имам Ас-Субкий.

Посланник Аллаhа сказал мусульманам означающее, что от предыдущих общин вы унаследовали такие болезни [сердца], как зависть и ненависть друг к другу3. И Пророк сказал, что верующий не достигнет совершенства, если не будет в его сердце любви к другим верующим. И он указал, что один из способов добиться хороших отношений между людьми — это приветствовать друг друга словами «Ас-саляму алейкум!» (дословно он сказал: «Распространяйте салям»), а другой — дарить подарки, пусть даже небольшие.

А что, если человек хочет добиться таких же благ, как и у другого мусульманина, но при этом не испытывает желания, чтобы тот человек лишился этих благ и ничего плохого не делает?

По-арабски это называется «аль-гибта», и в этом случае человеку нет греха за его желание. Но если это желание связано с мирскими благами, то в этом для него нет ничего хорошего.

Когда вы видите у других людей мирские блага, то в первую очередь думайте о том, что они будут отвечать за это в День Суда. Эти мысли отгоняют зависть. Всегда думайте о том, что за все вы будете спрошены — каким образом вы получили это? как использовали? на что потратили? К примеру, если один человек завидует богатству другого, то пусть подумает о том, что за каждую копейку тот будет отвечать, к тому же у богатых есть дополнительные обязанности, одна из которых — обеспечивать финансовые нужды мусульманского общества.

А если это желание связано с благами на Том Свете, например, когда мы видим, что кто-то больше нас делает Намазы, чаще постится, лучше знает Религию, то в таких вопросах соперничество даже поощряется, естественно, без желания, чтобы тот верующий утратил это благо.

Причиной зависти может быть чувство враждебности и ненависти к другому верующему, которое возникает у многих глупых людей, или любовь к мирским благам — к деньгам и приумножению благосостояния, когда люди соперничают, у кого дороже машина и у кого больше дом, как это бывает у многих богачей. А также причиной может стать любовь к власти, когда люди соперничают за «кресло», как это бывает у многих правителей и «шейхов».

Как бороться с завистью?

Как только вы увидели благо у другого верующего, сразу подумайте о том, что это дар ему от Аллаhа, и Создатель вечно знал, что это благо достанется именно этому человеку, Аллаh хотел этого и предопределил ему это. А также подумайте о том, что за каждое благо человек будет отвечать. И всегда помните о вреде зависти и о том, как шариат велит поступать в таких случаях.

Сказано в Священном Кур’ане (сура 113 «Аль-­фаляк», аят 4) означающее: «Прошу у Аллаhа защиты от зла завистника, который пытается лишить меня блага».

Есть люди с чистыми сердцами — они желают всем добра и никому не завидуют. Но если такой человек обнаружит у себя в сердце признаки чувства зависти, то первым его шагом будет — стараться избавиться от этого чувства и сделать человеку, которому он позавидовал, что-то хорошее, а также положительно о нем отзываться. Это очень действенный метод избавления от зависти! Почитайте ду‘а человеку, которому завидуете, пожелайте ему блага от всей души, пусть преумножится тот дар, которым наделил его Аллаh, говорите о нем только хорошее! Таким образом, нужно стараться заменить чувство досады любовью к тому, у кого есть что-то лучшее. И как раз это качество присуще полноценному верующему, который желает своему брату-мусульманину того же, что любит сам.

_____________________________

1 по шариату того времени это было разрешено
2 здесь речь не идет о непроизвольных мыслях, которые внушает ему шайтан
3 эти слова передал имам Ат-Тирмизий

 

Книги по Исламу

Актуальное

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Аллах сделал земную жизнь временным местом пребывания, после которого человек переходит в следующую жизнь. И разумный человек — это тот, кто пользуется возможностями своей жизни, возможностями своей молодости, свободного времени, способностей и сил, приобретая запасы для следующей жизни, а тот, кто не обращает на это внимание — он из числа потерпевших убыток.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Благоразумен тот, кто отдает себе отчет и готовит себя к тому, что будет после смерти, а тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха — слабый». Передали ат-Тирмизий и аль-Байхакый.

Этот хадис означает, что тот, кто знает, что полезно и правильно для него и борется с самим собой, стремясь к покорности и поклонению, побеждает свой нафс, запрещая совершать грехи является является разумным, и он тот, о ком сказано «благоразумный».

Слабый же это тот, у кого мало усердия и стараний на благо последующей жизни. Здесь не имеется в виду немощный телом, не имеющий физической силы, однако, немощный в осознании того, что будет полезным для него на том свете — именно такого человека Посланник Аллаха назвал слабым.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Слабый тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха». Он тот, который позволяет себе следовать своим страстям, погружаясь в грехи, при этом возлагая на Аллаха надежды, полагая, что Аллах помилует его и почтет его после его смерти. Он надеется на это несмотря на то, что потакает своему нафсу и проявляет лень в соблюдении повелений Аллаха, не готовясь к следующей жизни.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Передали Ахмад и Ибн Хиббан от Анаса, что Пророк Мухаммад сказал, означающее:
«Нет [полноценной] религии у того, кто не выполняет обещание и нет [полноценной] веры у того, кто не оправдывает доверия».

Тот, кто дал обещание другому, должен сдержать его и не нарушать. Когда мусульманин приезжает к не мусульманам, там, где его приютили, ему не дозволено предавать их или поступать по отношению к ним вероломно, совершая с ними куплю-продажу или другие сделки. Не дозволено их обманывать так же, как не дозволено обманывать мусульманина.

Когда он продает не мусульманину что-либо, имеющее дефект, он обязан указать ему на это, иначе он попадает в грех и достоин наказания от Аллаха, как если бы он продал это мусульманину.

Также, когда покупает что-либо с отсрочкой, то обязан отдать деньги сполна. Если тот умер до того, как вернул ему стоимость, то должен вернуть его семье.

Также, если кто-то оставил ему имущество на хранение, то он должен сберечь эту вещь, а если он этого не сделает, то будет достоин наказания в следующей жизни. И даже если тот человек умер до того, как мусульманин вернул ему вещь, данную на хранение, то он обязан вернуть эту вещь тому, кому она принадлежит по праву. И если он не сделает этого, то будет достоин наказания в следующей жизни. Даже если тот, человек, с которым он совершает сделку, исповедует другую религию, то все равно он обязан совершать с ним сделку честным путем, как он обязан это в отношении мусульманина.

Таково разъяснение хадиса Пророка Мухаммада.

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Что такое насыхат (совет) в Исламе

Аллах повелел Своим рабам давать советы друг другу, и повелел быть искренними между собой. Совет (Насихат) — это указание брату на благо и предостережение его от зла. Совет является утвержденной обязанностью.

Передано в достоверном сборнике имама Муслима от Абу Рукаййи Тамима ибн Ауса ад-Дарийа, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал, означающее:

«[Опора и важная основа] религии — совет». Мы спросили: «По отношению к кому?». Пророк ответил, означающее: «По отношению к Аллаху (веря в Него Должным образом), к Его Писанию (признавая, что Коран истина, ниспосланная Всевышним), к Его Посланнику (признавая его пророчество), к правителям мусульман (поддерживая их в истине) и к простым мусульманам (указывая им на их благо)».

Значение этого хадиса в том, что Ислам повелевает к совету и наставлению к истине. Потому что совет (насыха) может быть только во благо. Что касается совета (насыха) по отношению к Аллаху — это вера в Него и в Его Атрибуты и что они не подобны качествам созданных. Совет по отношению к Корану — возвеличивать его и верить в то, что в нём содержится. Совет по отношению к Посланнику — следовать его пути. Совет по отношению к простым людям — разъяснять истину, путём наставления незнающего, призывать к соблюдению и предотвращать греховное и предостерегать от всего, что несет в себе вред в религии или в мирской жизни. Это и есть совет Насыха.

Передал аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак» что Посланник Аллаха сказал, означающее: «Всевышний Аллах сказал: «Будет Любовь Моя любящим друг друга ради Меня и будет Любовь Моя дающим советы друг другу ради Меня».
Любить ради Аллаха подразумевает то, что верующий искренне даёт своим братьям советы желая им из блага то, что желает себе, и не желая им из зла то, что не желает себе.

Действуя в соответствии с хадисом, мы подтвердим свою приверженность к пути ахлю-сунны валь-джамаа, пути большинства общины Пророка Мухаммада. Ахлю-сунна на сегодняшний день, даже если некоторые из них имеют упущения в соблюдении, однако, если посмотреть на их убеждения, то они продолжают следовать тем убеждениям, которых придерживались сподвижники Пророка и те, кто последовал за ними вплоть до наших дней. Мусульманские учёные на востоке и на западе исповедуют убеждения ахлю-сунны.

Также мы должны предостерегать от зла и всего дурного, а самое большое зло и преступление — это неверие со всеми его видами. Поэтому каждый должен следовать хадису, в котором говорится, что опора и важная часть религия — это совет

Потому что совет — это желать своему брату делать то, что одобрено Аллахом и помогать ему отдалиться от того, что не одобрено Аллахом. Тот, кто действует в соответствии с этим хадисом, будет из числа спасенных, а тот, кто не соблюдает, будет из потерпевших убыток. О, Аллах, даруй нам быть из числа спасенных!

Книги по Исламу
Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное