Мы в сети

Актуальное

Отношения между людьми в Исламе

Отношения между людьми в Исламе

Хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимо­отношений с людьми, необходимо много работать и прежде всего над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. В этой борьбе человеку поможет, если он не будет стремиться к радостям этой жизни, а больше будет вспоминать о смерти и о Том Свете.

Существует много Хадисов и высказываний ученых о том, что не стоит стремиться к мирским благам, а лучше делать то, что принесет нам пользу в вечной жизни. Например,  ученые говорили: «Эта жизнь подобна верховому животному. Если ты обуздаешь ее, то она будет везти тебя, а если она обуздает тебя, то пропадешь».

Когда человек стремится к мирским благам, то у него могут проявиться такие отвратительные качества, как алчность, зависть, высокомерие и другие пороки, которые навредят не только ему, но и его отношениям с окружающими. А когда он больше думает о вечной жизни на Том Свете и о том, что ждет его в Судный день, то старается поступать с людьми так, как учил Пророк Мухаммад, мир Ему, то есть быть с людьми щедрым, доброжелательным, отзывчивым, терпеливым и т.д.

И сам Пророк Мухаммад, мир Ему, был примером в отношении к людям. Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура 68 «Аль-Калям», Аят 4) означающее: «Воистину, Ты обладаешь высокой нравственностью».

Имам Ат-Тирмизий передал слова Посланника Аллаhа, означающее: «Среди богобоязненных верующих лучше тот, у кого выше культура и нравственность». Подобное значение имеет и другой Хадис, который передал имам Ат-Тобараний.

В отношениях между людьми есть обязанности и рекомендации. Выполнение первого не даст нарушить чужие права и совершить грех, а второго — повысит степень и даст вознаграждение. И добродетельным человеком является тот, кто не только выполняет все свои обязанности в отношении других людей, но и старается сверх того сделать им как можно больше добра. В результате такого поведения он зарабатывает большое вознаграждение, а также устанавливает прекрасные отношения с другими людьми.

По-настоящему высоконравст­венный человек щедр на добрые дела по отношению к другим людям. И даже если ему кто-то наносит вред, то он не отвечает «злом на зло» (то есть сам не причиняет вреда тому человеку), а прощает того, кто его обидел, и даже сверх того делает ему добро. Это и есть показатель его нравственности и высокой культуры.

Пророк Мухаммад, мир Ему, часто призывал свою общину прощать обиды и терпеть вред от других людей. Он говорил означающее: «Нет ничего тяжелее на весах1, чем высокая культура». Этот Хадис не означает, что абсолютно нет ничего тяжелее, а дает понять, что высокая культура имеет большой вес. И это понятие «высокая культура поведения» включает в себя:

  • терпеть, если кто-то вредит,
  • не причинять вреда людям,
  • делать всем добро (даже тем, кто вам вредит).

И тот, кто будет поступать подобным образом, станет высококультурным человеком и достигнет степени, о которой говорил Пророк Мухаммад, мир Ему, означающее: «Воистину, благодаря высокой культуре поведения, верующий достигает такой степени, как те, кто постоянно соблюдает Пост-сунну и Намаз-сунну, но не имеет высокой культуры». Этот Хадис передала ‘Айша.

________________________________

1 на которых в Судный День будут взвешены дела рабов Аллаhа

234 просмотров
Книги по Исламу

Актуальное

Сразу соверши добро, если совершил плохое

Сразу соверши добро, если совершил плохое

Передается в книге «Аль-Адаб» имама аль-Байхакыйа от Абу Зарра, который передал, что Абу Умама аль-Бахилий, да будет доволен ими Аллах, сказал, означающее:

«Сказал Посланник Аллаха «Если ты совершил плохое, то вслед за этим соверши благое», у него спросили: «О, Посланник Аллаха, из благих дел [слова]: Ля иляhа илляллаh (нет бога, кроме Аллаха)?». Посланник Аллаха сказал: «Это лучшее из благих дел»». Значение этого хадиса заключается в том, что если раб Аллаха совершил малый или большой грех, то пусть вслед за ним сделает благое деяние.

Видов благих дел множество: среди них есть обязательные, и есть желательные. И любое благое дело, совершенное мусульманином, следуя сунне Посланника Аллаха искупит плохие дела по Воле Аллаха.

Чтение салавата Пророку — это благое дело, хорошее отношение к родителям — это благое дело, а также послушание им во всем, что они говорят, кроме греха, является благим делом. Любое благое дело, совершенное человеком после греха, которым он ослушался Аллаха, будет искуплением за грех. Это при условии, что он имеет искреннее намерение ради Аллаха. Также и остальные добрые дела нуждаются в намерении ради Аллаха. Когда человек говорит своим сердцем: «Я делаю это потому, что Аллах так повелел», или: «Этим деянием я стремлюсь к Довольству Аллаха».

Благие деяния делятся на два вида: часть из них являются искуплением за малые грехи, но они не за большие, например, пять молитв. Часть благих дел являются искуплением как за малые, так и за большие грехи, которые не доходят до неверия. А тому, кто отступил от веры не помогают благие деяния до тех пор, пока он не вернется в Ислам, произнеся свидетельства Ислама: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад — Его Пророк». А что касается просьбы о прощении слова «прости меня Аллах» или «Господь, прости меня», то это не принесёт пользу тому, кто попал в неверие.

Также о достоинстве произношения слов: Ля иляhа илляллаh (нет бога, кроме Аллаха) сказано в другом достоверном хадисе. Передал имам Малик в своем сборнике «аль-Муватга» и другие, что Посланник Аллаха сказал, означающее: «Лучшие слова, сказанные мной и Пророками до меня: Нет бога, кроме Единого Аллаха, у которого нет соучастника».

В другой передаче хадиса сказано, означающее: «Лучшие слова, сказанные мной и Пророками до меня, нет бога, кроме Единого Аллаха, у которого нет соучастника. Ему принадлежит Власть, Ему вся Хвала и Он Могуществен над всем».

Слова «Ля иляhа илляллаh» — это наилучшие слова, самое лучшее, чем восхваляется и возвеличивается Всевышний Господь. Эти почетные слова «ля иляhа илляллаh» легки для произношения, однако, Аллах сделал их наилучшими из благих слов. Их смысл следующий — нет ничего достойного наивысшей степени смирения и покорности, кроме Аллаха и только Он достоин, чтобы Его возвеличивали больше, чем остальных, потому что Он — Создатель этого мира. Он Всезнающий, от Которого не скроется ничего. Он Тот, Кто Создал этот мир, Который достоин наивысшей степени смирения и покорности и нет ничего, что было бы достойно такого смирения и покорности, какое оно проявляется по отношению ко Всевышнему Аллаху.

336 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Кто такой благоразумный (сильный) мусульманин и кто слабый

Аллах сделал земную жизнь временным местом пребывания, после которого человек переходит в следующую жизнь. И разумный человек — это тот, кто пользуется возможностями своей жизни, возможностями своей молодости, свободного времени, способностей и сил, приобретая запасы для следующей жизни, а тот, кто не обращает на это внимание — он из числа потерпевших убыток.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Благоразумен тот, кто отдает себе отчет и готовит себя к тому, что будет после смерти, а тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха — слабый». Передали ат-Тирмизий и аль-Байхакый.

Этот хадис означает, что тот, кто знает, что полезно и правильно для него и борется с самим собой, стремясь к покорности и поклонению, побеждает свой нафс, запрещая совершать грехи является является разумным, и он тот, о ком сказано «благоразумный».

Слабый же это тот, у кого мало усердия и стараний на благо последующей жизни. Здесь не имеется в виду немощный телом, не имеющий физической силы, однако, немощный в осознании того, что будет полезным для него на том свете — именно такого человека Посланник Аллаха назвал слабым.

Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Слабый тот, кто потакает своим желаниям и тешит себя, возлагая надежды на Аллаха». Он тот, который позволяет себе следовать своим страстям, погружаясь в грехи, при этом возлагая на Аллаха надежды, полагая, что Аллах помилует его и почтет его после его смерти. Он надеется на это несмотря на то, что потакает своему нафсу и проявляет лень в соблюдении повелений Аллаха, не готовясь к следующей жизни.

215 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Актуальное

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Что говорил Пророк Мухаммад про честность и исполнение обещаний

Передали Ахмад и Ибн Хиббан от Анаса, что Пророк Мухаммад сказал, означающее:
«Нет [полноценной] религии у того, кто не выполняет обещание и нет [полноценной] веры у того, кто не оправдывает доверия».

Тот, кто дал обещание другому, должен сдержать его и не нарушать. Когда мусульманин приезжает к не мусульманам, там, где его приютили, ему не дозволено предавать их или поступать по отношению к ним вероломно, совершая с ними куплю-продажу или другие сделки. Не дозволено их обманывать так же, как не дозволено обманывать мусульманина.

Когда он продает не мусульманину что-либо, имеющее дефект, он обязан указать ему на это, иначе он попадает в грех и достоин наказания от Аллаха, как если бы он продал это мусульманину.

Также, когда покупает что-либо с отсрочкой, то обязан отдать деньги сполна. Если тот умер до того, как вернул ему стоимость, то должен вернуть его семье.

Также, если кто-то оставил ему имущество на хранение, то он должен сберечь эту вещь, а если он этого не сделает, то будет достоин наказания в следующей жизни. И даже если тот человек умер до того, как мусульманин вернул ему вещь, данную на хранение, то он обязан вернуть эту вещь тому, кому она принадлежит по праву. И если он не сделает этого, то будет достоин наказания в следующей жизни. Даже если тот, человек, с которым он совершает сделку, исповедует другую религию, то все равно он обязан совершать с ним сделку честным путем, как он обязан это в отношении мусульманина.

Таково разъяснение хадиса Пророка Мухаммада.

229 просмотров
Книги по Исламу
Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное