Мы в сети

Актуальное

Подарки в Исламе

Подарки в Исламе

Один из способов установить добрые взаимоотношения с людьми — дарить подарки. При этом важен не столько сам подарок как материальная вещь, а те чувства и побуждения, которые за ним стоят. Это может быть забота, участие, внимание, любовь, дружеская симпатия, желание наладить отношения, загладить вину и т.д. Подарок является лишь вещественным выражением этих положительных эмоций и может послужить приятным напоминанием о них другому человеку.

В Исламе подарок — это один из способов заработать вознаграждение для вечной жизни. Поэтому важно дарить его искренне ради Всевышнего, а не ради жизненных интересов, ведь в таком случае вознаграждения от Бога не будет.

Стремясь сделать как можно больше добрых дел, мусульманин не ищет особых поводов для подарков. Для нас подарок — это символ неподдельно искренних отношений между людьми, а не дань народным традициям или обычаям, заведенным в обществе. У мусульман нет обязанности дарить подарки в дни праздников или по особым случаям, как например, на никах или при рождении ребенка. Мы делаем это без принуждения со стороны общества, а только исходя из внутренних побуждений.

Лучшим примером во всех добрых делах для нас остается Пророк Мухаммад. Не было и не будет на свете человека щедрее его. Несмотря на то, что Посланник Аллаhа был бедным, он легко расставался с любыми материальными ценностями. Если он видел, что кому-то нравится его вещь, он тут же дарил ее. Однажды Пророку Мухаммаду подарили красивый халат, и один из сподвижников восхитился красотой этой одежды. Тогда Посланник Аллаhа без тени колебания отдал ему подарок. Другие сподвижники, увидев это, стали упрекать друга за то, что он вслух восхитился вещью, подаренной Пророку, зная, что Посланник Аллаhа сразу же отдаст свой подарок ему. Но он сказал, что взял у Пророка этот халат не для того, чтобы носить его, а для того, чтобы он стал его саваном. Так и случилось.

Хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и, прежде всего, над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

В другом известном хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк зарезал барана и попросил жену раздать мясо людям. Когда он вернулся домой, жена сказала, что от барана осталась только лопатка, на что Пророк ответил: «Нет, осталось все, кроме лопатки». Посланник Аллаhа так сказал, потому что добрые дела, сделанные ради Всевышнего, дают вознаграждение в вечной жизни.

Пророк Мухаммад всегда побуждал своих  сахабов дарить друг другу подарки, чтобы укрепить братские узы между ними. Он говорил:

«Рукопожатие прекращает вражду, а обмен подарками усиливает взаимную любовь и освобождает человека от ненависти».

Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении. Делать подарки — это проявление внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир. Конечно, хорошим подарком будет вещь, которая соответствует вкусам и желаниям того, кому вы ее дарите. Но даже если это будет совсем маленький «знак внимания», то человеку все равно будет приятно его получить. Вы можете подарить флакончик миска или сиуак — это обрадует вашего друга и даст вам вознаграждение.

Пророк Мухаммад сказал, обращаясь к женщинам означающее:

«О, мусульманки! Не пренебрегайте своими соседками, даже если [для подарка] у вас есть только баранье копытце». То есть Пророк призывал не упускать возможности сделать доброе дело, например, подарить соседям что-либо, даже если это кажется незначительным.

Следуя примеру Пророка, некоторые теологи Ислама советовали своим ученикам: «Любите друг друга и дарите своим братьям подарки, пусть даже маленькие, но искренне ради Аллаhа».

Щедрость — это прекрасное качество и признак высокой культуры человека. Особенно, если верующий делает приятные подарки не только самым близким, но и посторонним людям, например, соседям или тем, кто недавно принял Ислам, или тем, кто посвятил свою жизнь Исламу, или друзьям своих родных, даже после их смерти. Признак искренней любви к близким — забота о тех людях, которых они любили. Когда Посланнику Аллаhа что-нибудь дарили, он передавал это подругам своей первой жены Хадиджи, хотя её уже не было в живых. Тем самым он выражал свою признательность тем людям, которых она любила.

Религиозные заключения относительно подарков

По шари‘ату акт дарения должен сопровождаться словесным договором, например, тот, кто дарит, говорит: «Я дал тебе это», а тот, кто получает подарок, отвечает: «Я принял это». При этом дар переходит в собственность после того, как человек взял подарок в руки.

Дар считается действительным, даже если подарок делает бедный богатому.

Тот, кто сделал подарок, не имеет права забирать или требовать его обратно, кроме случая, если подарок сделал отец (дед и выше по мужской линии) своему ребенку.

Внимание! Если вещь была подарена и перешла в собственность другого человека, то ни в коем случае нельзя утверждать, что тот, кто дарил, имеет право его забрать[1].

Вопрос-ответ:

Вопрос: Если отец подарил сыну дом, а спустя 10 лет решил забрать дом обратно, то имеет ли он на это право?
Ответ: Да, отец имеет право забрать то, что подарил, даже если прошел большой срок.

Вопрос: С какого момента переходит в собственность подаренная квартира (дом)?
Ответ: Квартира или дом переходят в собственность, когда человек получил на руки ключи.

Вопрос: Что нельзя дарить?
Ответ: По общему правилу шари’ата дарить можно то, что можно продавать. То есть нельзя дарить запрещенные по шари’ату товары — например, алкоголь, запрещенные музыкальные инструменты, азартные игры и т.д. А также не является даром неопределенная вещь — например, когда человек говорит: «Я подарил тебе одну из своих вещей» и не определил, какую именно.

Вопрос: Что делать, если человек когда-то словесно сделал другу подарок, но друг не успел забрать этот дар, а тот, кто дарил, умер?
Ответ: В этом случае акт дарения не нарушается, но получит ли человек в собственность то, что ему было подарено словесно, зависит от решения наследников. Наследники имеют право не отдавать этот дар.

Вопрос: Если человек когда-то сделал другу подарок, а потом их отношения испортились, и он стал попрекать друга своим подарком, то останется ли ему вознаграждение за тот дар?
Ответ: Нет, его вознаграждение за подарок стирается. Попрекать кого-то оказанной милостью — это грех. Когда один верующий попрекает другого, вспоминая о том добре, которое когда-то ему сделал он теряет вознаграждение за тот хороший поступок, и ему пишется грех.

Сказано в хадисе-кудсий2 означающее:

«Воистину, Аллаh дает особое вознаграждение тем, кто дарит подарки, проявляя щедрость ради Всевышнего».

Подарки и приятные сюрпризы — это один из самых действенных способов завоевать любовь окружающих, укрепить добрые отношения и преодолеть разногласия между людьми. Главное — делать их искренне ради Всевышнего, то есть не стремиться к похвале и не ждать чего-то в ответ. Нет такого правила, что если один сделал подарок другому, то и второй должен ему что-то подарить. Когда верующий искренне ради Создателя делает доброе дело, то он не обижается, если ничего не получил в ответ, и даже если тот, кому он сделал подарок, не поблагодарил его.

Подарки улучшают настроение, делают людей добрее. Считайте, что это долгосрочное вложение в хорошие отношения с окружающими. А если кто-то подарил вам подарок, то примите его и будьте признательны.

___________________________________________________________

1 кроме случая, если подарок сделал отец своему ребенку

2 хадис-кудсий — это хадис, который начинается словами «Пророк Мухаммад сказал, что Аллаh сказал»

 

Актуальное

Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе

Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе

Идеальная женщина — какая она? Многие ищут ответы на страницах художественной литературы или светских журналов, но ее имя давно известно. Лучшей женщиной всех времен была, есть и будет Мария — мать Пророка Иисуса. В Священном Коране есть целая сура, названная ее именем. В ней рассказывается о её рождении, жизни и чудесном материнстве. Мусульмане с почетом и уважением относятся к Марии — матери Пророка Иисуса.

РОДОСЛОВНАЯ МАРИИ

Мария (араб. Марьям) была благочестивой женщиной из народа Исраиля (потомков Пророка Иакова1Исраиль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Якуб)). Ее родословная через Пророка Давида (араб. Даууд) и Пророка Иакова (араб. Якуб) восходит к Пророку Аврааму (араб. Ибраhим). Ее родители были благочестивыми верующими, а опекуном и воспитателем Марии был Пророк Захария (араб. Закарийя).

Все Пророки призывали к Единобожию — вере в Единого Бога, Который создал весь этот мир, а Сам не подобен созданным.

РОЖДЕНИЕ МАРИИ

Отца Марии звали Имран. Это был благочестивый теолог и глава ученых Иерусалима. Его жена Ханна родила дочь в преклонном возрасте, когда женщины обычно уже не могут иметь детей. Однажды она увидела, как птица кормит своих птенцов, и ее сердце вздрогнуло от желания иметь ребенка. Ханна попросила Создателя благословить ее — даровать ребенка и дала обет отдать его на служение Всевышнему в Священный храм Иерусалима — мечеть Аль-Акса2Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме., посвятив свою жизнь поклонению Господу миров. И Бог принял просьбу благочестивой Ханны — она забеременела. Когда она была беременна, то думала, что у нее будет мальчик, но Бог даровал ей девочку. Ханна дала ей имя Марьям, которое означает «поклоняющаяся Богу», и попросила Создателя защитить ее и ее потомство от дьявола.

Отец Марии умер еще до ее рождения. Когда Мария родилась, Ханна отнесла ее в мечеть Иерусалима согласно данному ей обету, а сама вскоре тоже умерла. Мария росла без родителей, а ее воспитанием и обучением занимался Пророк Захария.

МАРИЯ — ЛУЧШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН

Мария росла богобоязненной, много поклонялась Богу и достигла особой степени святости ещё до того, как ей исполнилось 14 лет. Она была почитаема и любима среди своего народа. В Священном Коране в суре «Али ‘Имран» сказано означающее, что Всевышний избрал Марию среди всех женщин мира и даровал ей особые чудеса.

Мария — самая лучшая женщина в истории человечества. Бог даровал ей особое чудо — зачать ребенка без мужчины, будучи девственницей.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Однажды Мария пошла за водой к колодцу. Там она встретила прекрасного юношу — это был ангел Гавриил (араб. Джибриль) в человеческом облике3ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов. Но Мария не знала, что это ангел, и вначале испугалась, оказавшись вдали от дома наедине с незнакомым мужчиной. Она попросила у Бога защиты от зла. Когда ангел Гавриил увидел страх, охвативший девушку, он сказал: «Не бойся, я не причиню тебе вреда! Я послан к тебе Создателем с благой вестью о том, что у тебя родится прекрасный ребенок, чистый от грехов». Мария с удивлением спросила: «Как же у меня будет ребенок, если у меня нет мужа?! И я не блудница и не развратница!» Ангел ответил: «Господу не трудно создать ребенка без отца! Бог сделает его знамением для людей и доказательством Своего Всемогущества. Он пошлёт его как благодать и дар каждому, кто будет следовать за ним и верить в него. Создание этого ребенка без отца — по Воле и Предопределению Всевышнего, и это неизменно!»

Ангел Гавриил принес душу Иисуса, вдохнул ее в тело Марии, и она чудесным образом забеременела.

Воистину, Бог Всемогущ: Он создал Адама без отца и без матери и создал Еву из ребра Адама тоже без отца и без матери. И Богу легко создать человека без отца.

РОЖДЕНИЕ ИИСУСА

Когда признаки её беременности стали очевидными, Мария ушла от людей, так как сильно переживала, что ее обвинят в прелюбодеянии.

Когда у Марии начались предродовые схватки, она находилась в окрестностях города Вифлеем (араб. Бейт-Ляхм). Она стала искать место, где можно расположиться, и подошла к высохшей финиковой пальме. Сидя под пальмой, Мария мучилась от физической боли и душевных переживаний. И тогда к ней вновь пришел архангел Гавриил, чтобы успокоить ее. Он указал Марии на маленький ручей, который Бог создал для нее, и сказал, что если потрясти сухую пальму, то та станет зелёной, и спелые финики упадут к ее ногам. Это дало Марии облегчение. А также ангел повелел ей хранить молчание, когда люди начнут спрашивать о ребенке.

В тот день Мария родила своего сына — Иисуса. Через сорок дней она вернулась в город вместе с ребенком. Увидев Марию с младенцем на руках, люди стали обвинять ее в прелюбодеянии. В ответ она молча указала на своего сына, давая понять, чтобы они обращались к нему. Люди были возмущены её жестом и подумали, что она насмехается над ними, прося их говорить с новорожденным ребенком. Но в этот момент Иисус, который был всего лишь грудным младенцем, заговорил ясной человеческой речью, какая бывает у взрослых людей. Иисус сказал, означающее: «Я — раб Бога. Он даст мне Священное Писание и сделает меня Пророком. Он создал меня благословенным, где бы я ни был, и повелел мне выполнять Намаз, давать Закят, пока я жив, и быть добрым к своей матери, и не сделал меня высокомерным и непокорным. И был мир в день, когда я родился, и будет в день, когда я умру, и в день, когда я буду вновь возвращен к жизни (в Судный День)». Это было чудо, дарованное Иисусу Создателем, чтобы люди не порочили чистое имя его матери — святой Марии и ее опекуна Пророка Захарии.

На долю святой Марии выпало много испытаний. Когда до царя Ирода дошла весть о необычном ребенке, родившемся в Вифлееме, он испугался и приказал убить всех младенцев. Чтобы спасти своего сына от смерти, Мария с маленьким Иисусом переехала в Египет. Мария обучала сына разным ремеслам, а сама пряла и этим зарабатывала на жизнь. В Египте они жили до смерти Ирода, а затем вновь вернулись на родину — в Палестину. Иисусу к этому времени исполнилось 12 лет.

Когда святая Мария умерла, в каком возрасте и где похоронена, неизвестно.

Великие блага, которые Всевышний даровал святой Марии:

  1. До Марии в служение при храмах принимались только мальчики, но благодаря обету ее матери она тоже была принята. И она была единственной девочкой в истории мечети Аль-Акса, принятой для служения при храме.
  2. Отец Марии был ученым, а ее воспитатель — Пророком.
  3. Мария выросла под опекой Пророка Захарии и изучала религию у него.
  4. У Марии было много караматов (чудес), например, в ее комнате зимой появлялись летние фрукты, а летом — зимние.
  5. Мария неоднократно видела архангела Гавриила и говорила с ним.
  6. Ее имя — единственное женское имя, упомянутое в Священном Коране.
  7. В своей земной жизни Мария никогда не была замужем, а в Раю она будет женой самого лучшего и почетного из созданных — Пророка Мухаммада.

______________

1             Исра’иль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Я’куб)
2             Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме.
3             ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов

Продолжить чтение

Актуальное

Сура Аль Филь, толкование и перевод

Сура Аль Филь, толкование и перевод

Предисловие

Мекканская Сура по единогласному заключению всех толкователей Кур`ана.

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ ﴾ 1 ﴿

أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ ﴾ 2 ﴿

وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْرًا أَبَابِيلَ ﴾ 3  ﴿

تَرْمِيهِمْ بِحِجَارَةٍ مِنْ سِجِّيلٍ ﴾ 4 ﴿

فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَأْكُولٍ ﴾ 5 ﴿

Толкование суры Аль Филь:

«С Именем Аллаha, Милость Которого для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете».

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ ﴾ 1 ﴿

«Разве ты не знаешь (о, Мухаммад), что сделал Твой Господь с владельцами слона?». Эта история произошла в год рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, в год, который был назван годом слона. Король Эфиопии по имени Абраhah собрал войско, численностью 60000 человек и направился в Мекку, чтобы разрушить Каʻбаh. Для этого они повели с собой огромного слона. И, когда войско было готово нападать, слон внезапно остановился и сел. Он не подчинялся ни командам, ни ударам. Когда его направляли в сторону Йемена и Аш-Шам, он незамедлительно вставал и спешил в ту сторону, но, как только его снова направляли в сторону Каʻбаh, он тут же садился.

أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ ﴾ 2 ﴿

«Разве Он не разрушил их козни?». То есть их план, уничтожить священную Каʻбаh, не удался по Воле Аллаhа.

وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْرًا أَبَابِيلَ ﴾ 3  ﴿

«И не наслал на них птиц стаями?». Толкователи сказали, что эти птицы прилетели со стороны моря, а в их описании сказано, что они чёрного цвета, по мнению некоторых ученых — белого. Количество этих птиц было велико. В их лапах и клювах были камни, на каждом из которых были написаны имена каждого человека из этой армии.

تَرْمِيهِمْ بِحِجَارَةٍ مِنْ سِجِّيلٍ ﴾ 4 ﴿

«Они бросали в них камни из обожженной глины»

فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَأْكُولٍ ﴾ 5 ﴿

«И превратили их в подобие пережеванных животными иссохших злаковых листьев». Камни попадали прямо в головы солдат и прожигали их тела насквозь до самого низа. Остался лишь один из них, который смог добежать до своего короля и рассказать о случившемся. Но после этого и его постигла такая же участь, так как птица из той стаи преследовала его до конца и бросила камень, предназначенный для него. Таким образом, Абраhаh увидел своими глазами, как было уничтожено его войско. Сам король заболел отвратительной болезнью. Его тело разлагалось заживо и он не умер, пока его грудная клетка не отошла от его тела.

Продолжить чтение

Актуальное

Сура Аль Курайш, текст и перевод

Сура Аль Курайш, текст и перевод

Предисловие

Мекканская Сура. Курайш – самое почетное племя среди арабов. Пророк Мухаммад, мир Ему, а также Его родители были из этого племени.

لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ ﴾ 1 ﴿

إِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاءِ وَالصَّيْفِ ﴾ 2 ﴿

فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَٰذَا الْبَيْتِ ﴾ 3 ﴿

الَّذِي أَطْعَمَهُمْ مِنْ جُوعٍ وَآمَنَهُمْ مِنْ خَوْفٍ ﴾ 4 ﴿

Толкование:

«С Именем Аллаha, Милость Которого для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете».

لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ ﴾ 1 ﴿

«Ради сохранения курайшитов».

Толкователи сказали, что этот Аят связан с предыдущей Сура – «Аль-Филь», а точнее с её последним Аятом. Таким образом, получается в значении, что Аллаh уничтожил тех, кто пришёл со слоном, с целью разрушить Ка‘баh, чтобы сохранить племя Курайш. Другие учёные толковали как: «О, удивление курайшитам, не смотря на Великую Милость, данную им Аллаhом, они всё равно не поклоняются Ему!». И др.

إِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاءِ وَالصَّيْفِ ﴾ 2 ﴿

«Ради их сохранности во время зимних и летних поездок».

Несмотря на то, что племя Курайш жило в то время на бесплодной земле местности Аль-Харам, где не росли ни посевные, ни деревья, Аллаh сохранил их жизнь тем, что даровал им два торговых путешествия каждый год. Зимой они ездили в Йемен, а летом –  в страны Аш-Шам. И, если бы ни эта торговля и то, что они находились около Каʻбаh (известная во все времена, как святыня), то они не имели бы такое положение среди арабов. Поэтому удивительно, что это племя неблагодарно своему Создателю. И Аллаh повелевает им в следующем Аяте:

فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَٰذَا الْبَيْتِ ﴾ 3 ﴿

«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каʻбаh)».

Внимание: выражение «Дом Аллаhа» не означает, что Он находится там Своей Сущностью, так как Бог создал место и, до создания места был без места, и Творец не меняется. Правильное же понимание, что это строение предназначено для поклонения Аллаhy.

الَّذِي أَطْعَمَهُمْ مِنْ جُوعٍ وَآمَنَهُمْ مِنْ خَوْفٍ ﴾ 4 ﴿

«Который даровал им пропитание, сохранив от голода и избавил их от страха».

До того, как у племени Курайш была возможность путешествовать для торговли, они находились в сильной нищете и голоде. По мнению некоторых ученых, дело доходило до того, что они обгладывали обгоревшие кости и ели мертвечину, но, несмотря на это, Аллаh сохранил их от проказы. Также Аллаh сохранил их от нападок разбойников во время тех самых торговых путешествий. Стоило им только лишь сказать, что они из местности Аль-Харам, разбойники тут же их отпускали.

Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное