Мы в сети

Истории

Абу Ханифа — великий имам и теолог Ислама

Абу Ханифа — великий имам и теолог Ислама

Один из великих аскетов и благочестивых теологов Имам Абу Ханифа Ан-Ну‘ман ибн Сабит родился в 80-м г. hиджры в городе Куфа во времена Амавитского государства. Его отец Сабит был одним из Богобоязненных людей. Он занимался торговлей тканями. Богобоязненный отец, как подобает это теологам, воспитывал своего сына в духе Ислама. Абу Ханифа получил хорошее воспитание: он был терпеливым, скромным и щедрым человеком, он знал, защищал Истину и противостоял злу.

Среди учителей Имама Абу Ханифы было шестеро сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, непосредственно от которых он передал изречения Пророка, – это Анас ибн Малик, ‘Абдуллаh ибн Анас, Василят ибн Аль-Аско‘, ‘Абдуллаh ибн ‘Ауфа, ‘Абдуллаh ибн Джуз` Аз-Забидий, Ма‘каль ибн Ясар. Его учителями были также около 200 человек из ат-таби‘ун[1], таких как Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али ибн Аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Абу Талиб, Абуль-Хусейн Зайд ибн Аль-Хусейн, и ‘Ато` ибн Абу Робах, о котором сказал Абу Ханифа: «Никогда не встречал человека, который имел знаний больше, чем ‘Ато` ибн Абу Робах». Также учителями Абу Ханифы из ат-таби‘ун были Хаммад ибн Сулейман, Мухаммад ибн Муслим ибн ‘Убейдаллаh ибн Шиhаб Аз-Зуhрий, да благословит их Аллаh.

Среди учеников Имама Абу Ханифы были такие великие теологи, как Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани и Абу Юсуф Аль-Кадый, Юсуф ибн Халид Ас-Самтий Аль-Басрий, да будет ими доволен Аллаh. Юсуфу Аль-Басрий Абу Ханифа передал свой совет-завещание, когда тот отправлялся в город Басру:

«Будь щедрым, уважай и почитай людей. С особым вниманием относись к людям, которые имеют знания, уважай пожилых, будь мягким и милостивым с молодыми, будь близок к простым людям общества. Что касается скверных людей, то будь с ними осторожен и внимателен. Будь другом для положительных, благочестивых, людей. Не игнорируй тех, кто обладает властью; не отталкивай и не унижай тех, кто обращается к тебе с просьбами. Ни с кем не прерывай дружеских отношений, никому не поверяй своих секретов; в своей дружбе не доверяй человеку, пока не испытаешь его. Обновляй свою одежду, часто используй духи, соблюдай Намаз, будь щедрым в угощении, делись тем, что имеешь, поскольку скупой человек не сможет руководить каким-либо делом».

Имам Абу Ханифа Ан-Ну‘ман ибн Сабит был одним из мудрейших Имамов, отличавшимся своими знаниями и следованием религии. Аллаh наделил Имама Абу Ханифу Богобоязненностью и щедростью. Его не прельщали блага этого мира, поэтому он не стремился к признанию власть имущих, что проявилось в отказе Абу Ханифы от службы на высоком государственном посту, предложенном ему султаном.

Абу Ханифа был усерден в постижении Исламского знания, много времени и сил отдавал исследовательскому труду. Он владел ткацкой мастерской по производству шелковой ткани и расходовал средства, дарованные ему Аллаhом, на обеспечение себя и на благотворительность.

Имам Аш-Шафи‘ий сказал об Имаме Абу Ханифе:

» النَّاسُ فِي الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ «

«Имам Абу Ханифа – величайший теолог своего времени, и те, кто желал получить знания, обращались за этим к нему».

Язид ибн hарун отзывался о нем следующим образом:

» مَا رَأَيْتُ أَوْرَعَ وَلا أَعْقَلَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ «

«Я не видел более Богобоязненного и рассудительного человека, нежели Абу Ханифа».

Учитель Имама Абу Ханифы Хаммад ибн Абу Сулейман так говорил о своем великом ученике: «Имам Абу Ханифа трудился даже ночами, используя свое время для покорности Аллаhу».

Имам Абу Ханифа сорок лет выполнял утреннюю Молитву (АсСубх) с тем же омовением (Аль-Ууду`)[2], которое совершил перед ночной Молитвой (Аль-‘Иша`), – это говорит о том, что после ночной Молитвы ревностный в поклонении Аллаhу Абу Ханифа не ложился спать, дожидаясь рассвета – времени утренней Молитвы.

О скромности и аскетичности Имама сообщает следующий факт, изложенный теологом Ар-Раби‘ ибн ‘Асымом: «Абу Язид ибн ‘Умар[3] направил меня к Абу Ханифе с приказом, в котором повелевал ему занять должность главного казначея, но Абу Ханифа отказался, за что был наказан двадцатью плетьми».

Аль-Хакам ибн hишам АсСакафий сообщил: «На территории Шама[4] рассказывали об Имаме Абу Ханифе, что он был одним из самых честных и достойных Имамов. Султан хотел назначить его главным казначеем, при этом в случае отказа Имама султан обещал наказать его плетью. Но Абу Ханифа, понимая ответственность и боясь совершения ошибок, выбрал для себя трудности и страдания в этой жизни, чтобы избежать мучений на Том Свете».

Ибн Аль-Аhдаль рассказывал, что правитель Абу Джа‘фар Аль-Мансур перевел Абу Ханифу в Багдад, чтобы принудить его вступить в должность кадыя (судьи), но тот отказался и дал клятву, что никогда не согласится на это. Абу Джа‘фар Аль-Мансур заточил Абу Ханифу в тюрьму и посылал к нему ежедневно гонцов, чтобы узнать, не передумал ли Имам, и пытался прельстить его всевозможными благами и вознаграждениями. Но, получая в очередной раз отказ, приказывал наказать его десятью плетьми. Так продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не умер от заболевания желудка.

Ибн Мубарак сказал об Абу Ханифе:

«أَتَذْكُرُونَ رَجُلاً عُرِضَتْ عَلَيْهِ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا فَفَرَّ مِنْهَا»

«Ему предлагали все богатства этой жизни, но он не прельстился ими».

Благородные и преисполненные мудростью поступки Имама Абу Ханифы указывают на глубину религиозного знания, дарованного ему Аллаhом.

Ибн Джурайдж сказал об Абу Ханифе:

» بَلَغَنِي عَنْ كُوفِيِّكُمْ هَذَا النُّعْمَانَ بْنِ ثَابِتٍ أَنَّهُ شَدِيدُ الْخَوْفِ مِنَ اللهِ تَعَالَى»

«Я наслышан о куфийце Ну‘мане ибн Сабите (об Абу Ханифе) как об очень Богобоязненном человеке».

Шарик Ан-Нах‘ий сказал:

«كَانَ أَبُو حَنِيفَةَ طَوِيلَ الصَّمْتِ، دَائِمَ الْفِكْرِ، قَلِيلَ الْمُحَادَثَةِ لِلنَّاسِ»

«Абу Ханифа был молчаливым, постоянно пребывал в размышлениях, редко отвлекаясь на разговоры о мирском».

Абу Ханифа каждый год в течение месяца Рамадан шестьдесят раз полностью прочитывал Священный Кур`ан. Это, несомненно, удивительный факт. Это, несомненно, удивительный факт![5] Рассказывают также, что Имам Абу Ханифа в течение тридцати лет время от времени при совершении Намаза за один рак‘ат[6] прочитывал весь Кур`ан. А каждую ночь Имам совершал 400 рак‘атов Сунна-Намазов.

О смерти Имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа, да благословит его Аллаh, умер в 150-м г. hиджры. В том же году родился Имам Аш-Шафи‘ий. Этот удивительный факт был описан некоторыми учеными в следующей аллегории:

«مَاتَ قَمَرٌ وَوُلِدَ قَمَرٌ»

 «Одна луна исчезла, и взошла новая», т.е. умер великий теолог, и родился великий теолог.

Многие люди оплакивали смерть Абу Ханифы. Для чтения Намаза «Джаназа»[7] собралось 50 тысяч человек. Похоронили Имама Абу Ханифу, да будет ему Милость Аллаhа, на кладбище «Аль-Хайзаран» в Багдаде.

Просим Всевышнего, чтобы нам было даровано в Судный День Заступничество (Шафа‘ат) благочестивого Имама, и чтобы в этот День мы оказались вместе с ним и с другими праведными мусульманами.

___________________________________________________________________________

[1] Мусульмане, которые встречались со сподвижниками Пророка Мухаммада, мир Ему.

[2] Ритуальное омовение, являющееся условием для правильного выполнения Молитвы (Намаза).

[3] Правитель Ирака во времена последнего султана семейства Омейядов Маруана ибн Мухаммада.

[4] Территория современной Сирии, Ливана, Палестины, части Иордании.

[5] Чтобы прочесть Кур`ан полностью 1 раз, требуется обычно 30 часов.

[6] Повторяющиеся действия и слова (цикл) в Намазе.

[7] Молитва, которую читают за умершего мусульманина.

Актуальное

Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе

Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе

Идеальная женщина — какая она? Многие ищут ответы на страницах художественной литературы или светских журналов, но ее имя давно известно. Лучшей женщиной всех времен была, есть и будет Мария — мать Пророка Иисуса. В Священном Коране есть целая сура, названная ее именем. В ней рассказывается о её рождении, жизни и чудесном материнстве. Мусульмане с почетом и уважением относятся к Марии — матери Пророка Иисуса.

РОДОСЛОВНАЯ МАРИИ

Мария (араб. Марьям) была благочестивой женщиной из народа Исраиля (потомков Пророка Иакова1Исраиль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Якуб)). Ее родословная через Пророка Давида (араб. Даууд) и Пророка Иакова (араб. Якуб) восходит к Пророку Аврааму (араб. Ибраhим). Ее родители были благочестивыми верующими, а опекуном и воспитателем Марии был Пророк Захария (араб. Закарийя).

Все Пророки призывали к Единобожию — вере в Единого Бога, Который создал весь этот мир, а Сам не подобен созданным.

РОЖДЕНИЕ МАРИИ

Отца Марии звали Имран. Это был благочестивый теолог и глава ученых Иерусалима. Его жена Ханна родила дочь в преклонном возрасте, когда женщины обычно уже не могут иметь детей. Однажды она увидела, как птица кормит своих птенцов, и ее сердце вздрогнуло от желания иметь ребенка. Ханна попросила Создателя благословить ее — даровать ребенка и дала обет отдать его на служение Всевышнему в Священный храм Иерусалима — мечеть Аль-Акса2Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме., посвятив свою жизнь поклонению Господу миров. И Бог принял просьбу благочестивой Ханны — она забеременела. Когда она была беременна, то думала, что у нее будет мальчик, но Бог даровал ей девочку. Ханна дала ей имя Марьям, которое означает «поклоняющаяся Богу», и попросила Создателя защитить ее и ее потомство от дьявола.

Отец Марии умер еще до ее рождения. Когда Мария родилась, Ханна отнесла ее в мечеть Иерусалима согласно данному ей обету, а сама вскоре тоже умерла. Мария росла без родителей, а ее воспитанием и обучением занимался Пророк Захария.

МАРИЯ — ЛУЧШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН

Мария росла богобоязненной, много поклонялась Богу и достигла особой степени святости ещё до того, как ей исполнилось 14 лет. Она была почитаема и любима среди своего народа. В Священном Коране в суре «Али ‘Имран» сказано означающее, что Всевышний избрал Марию среди всех женщин мира и даровал ей особые чудеса.

Мария — самая лучшая женщина в истории человечества. Бог даровал ей особое чудо — зачать ребенка без мужчины, будучи девственницей.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Однажды Мария пошла за водой к колодцу. Там она встретила прекрасного юношу — это был ангел Гавриил (араб. Джибриль) в человеческом облике3ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов. Но Мария не знала, что это ангел, и вначале испугалась, оказавшись вдали от дома наедине с незнакомым мужчиной. Она попросила у Бога защиты от зла. Когда ангел Гавриил увидел страх, охвативший девушку, он сказал: «Не бойся, я не причиню тебе вреда! Я послан к тебе Создателем с благой вестью о том, что у тебя родится прекрасный ребенок, чистый от грехов». Мария с удивлением спросила: «Как же у меня будет ребенок, если у меня нет мужа?! И я не блудница и не развратница!» Ангел ответил: «Господу не трудно создать ребенка без отца! Бог сделает его знамением для людей и доказательством Своего Всемогущества. Он пошлёт его как благодать и дар каждому, кто будет следовать за ним и верить в него. Создание этого ребенка без отца — по Воле и Предопределению Всевышнего, и это неизменно!»

Ангел Гавриил принес душу Иисуса, вдохнул ее в тело Марии, и она чудесным образом забеременела.

Воистину, Бог Всемогущ: Он создал Адама без отца и без матери и создал Еву из ребра Адама тоже без отца и без матери. И Богу легко создать человека без отца.

РОЖДЕНИЕ ИИСУСА

Когда признаки её беременности стали очевидными, Мария ушла от людей, так как сильно переживала, что ее обвинят в прелюбодеянии.

Когда у Марии начались предродовые схватки, она находилась в окрестностях города Вифлеем (араб. Бейт-Ляхм). Она стала искать место, где можно расположиться, и подошла к высохшей финиковой пальме. Сидя под пальмой, Мария мучилась от физической боли и душевных переживаний. И тогда к ней вновь пришел архангел Гавриил, чтобы успокоить ее. Он указал Марии на маленький ручей, который Бог создал для нее, и сказал, что если потрясти сухую пальму, то та станет зелёной, и спелые финики упадут к ее ногам. Это дало Марии облегчение. А также ангел повелел ей хранить молчание, когда люди начнут спрашивать о ребенке.

В тот день Мария родила своего сына — Иисуса. Через сорок дней она вернулась в город вместе с ребенком. Увидев Марию с младенцем на руках, люди стали обвинять ее в прелюбодеянии. В ответ она молча указала на своего сына, давая понять, чтобы они обращались к нему. Люди были возмущены её жестом и подумали, что она насмехается над ними, прося их говорить с новорожденным ребенком. Но в этот момент Иисус, который был всего лишь грудным младенцем, заговорил ясной человеческой речью, какая бывает у взрослых людей. Иисус сказал, означающее: «Я — раб Бога. Он даст мне Священное Писание и сделает меня Пророком. Он создал меня благословенным, где бы я ни был, и повелел мне выполнять Намаз, давать Закят, пока я жив, и быть добрым к своей матери, и не сделал меня высокомерным и непокорным. И был мир в день, когда я родился, и будет в день, когда я умру, и в день, когда я буду вновь возвращен к жизни (в Судный День)». Это было чудо, дарованное Иисусу Создателем, чтобы люди не порочили чистое имя его матери — святой Марии и ее опекуна Пророка Захарии.

На долю святой Марии выпало много испытаний. Когда до царя Ирода дошла весть о необычном ребенке, родившемся в Вифлееме, он испугался и приказал убить всех младенцев. Чтобы спасти своего сына от смерти, Мария с маленьким Иисусом переехала в Египет. Мария обучала сына разным ремеслам, а сама пряла и этим зарабатывала на жизнь. В Египте они жили до смерти Ирода, а затем вновь вернулись на родину — в Палестину. Иисусу к этому времени исполнилось 12 лет.

Когда святая Мария умерла, в каком возрасте и где похоронена, неизвестно.

Великие блага, которые Всевышний даровал святой Марии:

  1. До Марии в служение при храмах принимались только мальчики, но благодаря обету ее матери она тоже была принята. И она была единственной девочкой в истории мечети Аль-Акса, принятой для служения при храме.
  2. Отец Марии был ученым, а ее воспитатель — Пророком.
  3. Мария выросла под опекой Пророка Захарии и изучала религию у него.
  4. У Марии было много караматов (чудес), например, в ее комнате зимой появлялись летние фрукты, а летом — зимние.
  5. Мария неоднократно видела архангела Гавриила и говорила с ним.
  6. Ее имя — единственное женское имя, упомянутое в Священном Коране.
  7. В своей земной жизни Мария никогда не была замужем, а в Раю она будет женой самого лучшего и почетного из созданных — Пророка Мухаммада.

______________

1             Исра’иль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Я’куб)
2             Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме.
3             ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов

Продолжить чтение

Актуальное

Что такое Хадж

Что такое Хадж

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане1это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима2это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах3в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада4в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

Продолжить чтение

Истории

Как Пророк Ибрахим переселился в Палестину

Как Пророк Ибрахим переселился в Палестину

О переселении Пророка Ибраhима, мир Ему, в территорию Шама[1] (в Палестину)

Народ Пророка Ибраhима, мир Ему, по-прежнему упорствовал в своем неверии. Уверовало из них только небольшое количество людей. Тогда, видя, что люди не внемлют Его призыву и упорно не хотят принимать Веру, Пророк Ибраhим, мир Ему, решил уехать в другую местность, где Он смог бы беспрепятственно поклоняться Аллаhу и призывать людей к Исламу. Может быть, там люди откликнутся на Его призыв и примут Веру, признав, что только Аллаh – Единственный Создатель, Которому принадлежит Власть над всем.

В Священном Кур`ане сказано (Сура «АсСаффат», Аят 99):

﴿وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ

Это означает: «Пророк Ибраhим, мир Ему, сказал, [переселяясь от неверующего народа]: «Я направляюсь туда, куда Мой Господь повелел мне идти, [то есть, в территорию Шама], где смогу беспрепятственно поклоняться Всевышнему Аллаhу».

А также в других Аятах Кур`ана  сказано о Пророке Ибраhиме (Сура «Аль-‘Анкабут», Аяты 26-27):

﴿فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ وَقَالَ إِنِّي مُهَاجِرٌ إِلَى رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِي ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَابَ وَءَاتَيْنَاهُ أَجْرَهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ

Это означает: «Пророк Лут был верующим, как и другие Пророки, и Он первым признал Ибраhима, мир Ему, как Пророка, когда увидел, что огонь не навредил Ему. Пророк Ибраhим сказал: «Я переселяюсь туда, куда повелел мне Мой Господь [в территорию Шама]. Воистину, Аллаh сохранит меня от врагов, и Он знает обо всем». Аллаh даровал Ибраhиму [сына] Исхака и [внука] Я‘куба, и даровал потомкам Ибраhима Пророчество и Небесные Писания. Аллаh дал Ибраhиму особенность в этой жизни [так как мусульмане очень часто восхваляют Его, читая ду‘а` и зикры], и на Том Свете Он будет в Раю».

Пророк Ибраhим, мир Ему, выполняя Повеление Всевышнего, переехал вместе со своей женой Сарой и племянником[2] Лутом на благословенную землю Шама.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аль-Анбия`», Аяты 71-73):

﴿وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ

Это означает: «По Повелению Аллаhа Пророк Ибраhим и Лут переселились на особую, благословенную территорию [Шам]. Аллаh даровал Пророку Ибраhиму благочестивых потомков, среди них – Исхака и Я‘куба. Они были Пророками, ведущими людей путем Истины, как им повелел Всевышний. Аллаh повелел Им через Откровение совершать благие дела – выполнять Намаз, давать Закят. Они поклонялись только Аллаhу Всевышнему».

_________________________________________

[1] Шам – это территория Сирии, Ливана, Палестины, Иордании.

[2] Лут был сыном брата Ибраhима, мир Им.

Продолжить чтение

Спешите приобрести

Популярное