Мы в сети

Вероучение

Как верить в Судьбу в Исламе

Как верить в Судьбу в Исламе

Вера в судьбу — это одна из основ Ислама. Она заключается в нашей твердой убежденности в том, что все происходящее во вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или другими созданиями, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по Воле Аллаhа, согласно предначертанной Им Судьбе, о которой Он знал еще до сотворения вселенной. То есть все происходит именно так, как хотел Аллаh, именно в то время, в которое Всевышний хотел, чтобы это случилось, и Он вечно знал, что именно так и произойдет.

И ничего не может произойти вопреки Воле Аллаhа, как и сказал1 Пророк Мухаммад означающее:

«Что хотел Аллаh — было, чего не хотел — не было».

Верить в судьбу обязательно, так как об этом сказано в Священном Кур’ане и в хадисах Пророка!

Однажды к Посланнику Аллаhа пришли неверующие курайшиты и стали спорить с ним о судьбе2. Тогда ему были ниспосланы 47-49 аяты суры 54 «Аль-Камар» означающее:

«Воистину, неверующие пребывают в заблуждении и будут в мучениях. В Тот День, когда их поволокут лицами вниз в адский огонь, будет сказано им: «Вкусите же прикосновение ада!» Воистину, Аллаh создал каждую вещь и наделил её судьбой».

А также, когда Ангел Джибриль задал вопрос3 Пророку Мухаммаду о том, что включает в себя понятие «вера», он ответил означающее:

 «Вера — это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День и верить в Судьбу предопределение добра и зла»4.

И Пророк Мухаммад говорил5 означающее:

«Воистину, не будет в вашем сердце Веры, пока не будете убеждены без малейшего сомнения в том, что случившееся с вами не могло произойти по ошибке [- это было предопределено именно вам], а то, что миновало вас, не могло с вами случиться [потому что не было предопределено вам], и [пока не будете убеждены, что] для всего есть предопределение».

‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал6: «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Понятие «судьбы» — один из тонких вопросов, в котором многие ошиблись. В этой теме важно понять несколько ключевых моментов.

Аллаh — Создатель и добра, и зла

Все в мире происходит только по Воле Аллаhа — добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. И нельзя думать, что Бог создал только добро, а зло создает кто-то другой7, и что Бог не хотел, чтобы оно происходило. А кто думает, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот тем самым приписывает Богу слабость — как будто в мире происходит то, чего Бог не хотел. Это — неверие и ширк, и это противоречит сказанному в Священном Кур’ане (сура 12 «Юсуф», аят 21) означающее:

«Никто не может противостоять Воле Аллаhа»

Но то, что Бог создал зло, ни в коем случае не означает, что Ему Самому присуще зло. Аллаh создал зло, но не повелел его совершать! Есть разница между Волей Бога и Его повелением!

Все создает Бог, а люди только «приобретают» свои действия согласно своему выбору. Сказано в Священном Писании (сура 91 «Аш-Шамс», аят 7) означающее:

«Аллаh создал душу и все, что с ней происходит — и грехи, и благие дела».

То есть все то, что происходит с людьми — и добро, и зло — созданы Аллаhом. Но добро, которое совершают созданные, происходит по Воле Всевышнего, по Его Повелению и по Его одобрению. А зло, которое они совершают, также происходят по Его Воле и предопределению, но не по Его Повелению и не по Его одобрению. Бог не велел никому делать грехи или неверие, но некоторые люди по Его Воле совершают грехи и не верят в Бога. И так как они делают это по своему выбору, то будут отвечать за это. И поэтому нельзя думать, что наказание за грехи и неверие — это несправедливость и угнетение.

Бог никого не угнетает!

Созданные совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Поэтому никто не сможет в День Суда сказать, что раз грехи происходили по Воле Всевышнего, то за что тогда его наказывать? Но ведь он сам выбрал грех!

И не является несправедливостью то, что одним Бог предопределил веру и вечную жизнь в Раю, а другим — неверие и вечные муки в аду. Ведь Аллаh — Всемогущий Создатель, Он создает, как хочет, и никому ничего не обязан. И вознаграждение от Него — это по Его милости, а наказание — по Его справедливости.

Ибн Ад-Дайлями рассказывал8: «Однажды я пришел к Убаю ибн Ка’бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе, и просил рассказать что-нибудь о ней, может, это поможет мне, по Воле Аллаhа». Он ответил: «Если бы Аллаh наказал всех жителей земли и Небес, то это не было бы угнетением. И если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость — это благо от Него [давать которую Он не обязан]. Даже если ты потратишь золото в размере горы Ухуд ради Аллаhа, то Аллаh не примет от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай — то, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, а что тебе не суждено — того у тебя и не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это — попадешь в ад». После этого Ибн Ад-Дайлями пошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас’уду, и тот рассказал ему то же самое. И то же самое ему рассказали Хузайфа ибн Апь-Яман и Зейд ибн Сабит. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка.

Сказано в хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зарра означающее:

«Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаhа, а кто нашел иное — пусть не обвиняет никого, кроме себя».

То есть если кто-то делает добро — это только потому, что Аллаh Своей Милостью дал ему удачу. Аллаh не обязан это давать, поэтому пусть человек благодарит Его за это. А тот, кто делает зло — это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. И то, что одним Аллаh дал Веру, а другим не дал, не является несправедливостью, так как Аллаhу не присуща несправедливость.

В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Кур’ане и хадисах, мы обязаны знать и признавать — это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение. Пророк Мухаммад сказал9  означающее:

«Если речь идет о судьбе, то воздержитесь [от того, чтобы чрезмерно углубляться в этот вопрос]».

Передали имамы Аш-Шафи’ий и Ибн ‘Асакир от имама ‘Али, пусть Аллаh дарует им Свою Милость, что однажды к нему подошел один человек и начал расспрашивать его о судьбе. ‘Али ответил ему: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это между двумя: не по принуждению и не самостоятельно».

Дорогие мусульмане! Будьте благодарны Создателю за то, что Он даровал вам Веру! То, что с вами произошло, и то, что с вами произойдет — это вам предопределено, но это не избавляет вас от ответственности за ваши поступки. Поэтому кайтесь, если совершили грех, а если сделали добро, то благодарите Аллаhа, ведь только Он дает удачу.

____________________________________________________________________

1 этот хадис передал Абу Даууд

2 эту историю передал хафиз Абу Ну’айм в «Истории Исфахана» от Абу hурайры

3 Джибриль задал этот вопрос не потому, что он не знал, а чтобы через ответ Пророка люди узнали об этом

4 этот хадис передал имам Муслим

5 этот хадис передач имам Аль-Байhакый от ‘Али

6 это передал имам Аль-Байhакый

7 некоторые неверно думают, что Аллаh хотел только добро, а зло создает шайтан и его помощники против Воли Аллаhа

8 этот рассказ передали имамы Ахмад и Абу Даууд

9 этот хадис передал Аттабараний

Реклама

Вероучение

Место, направления и тела — созданы Аллахом

Место, направления и тела - созданы Аллахом

Убеждение всех Пророков, мир Им, и каждого мусульманина заключается в том, что Аллах1в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний — Создатель всего: и объектов, и их качеств. Аллах создал все, и Он не похож на свои создания. Ни в коем случае нельзя уподоблять Бога Его созданиям. Объекты (тела и составляющие их частицы) — это то, что имеет объем. Свойства — это прилагаемое к объектам. Свойства не существуют сами по себе, а всегда относятся к какому-либо объекту. Свойств у тел много, к примеру: объем, размер, цвет, температура, движение, покой, разделение, соединение и так далее. И основное свойство всех тел — изменяемость. Одно из качеств созданных — это иметь объем, занимать место, а также быть в каком-либо направлении.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал означающее: «Воистину, названия взяты из Шари’ата и языка. И языковеды дали этому слову («тело») такое определение: это то, что имеет длину, ширину, глубину, структуру, внешний вид и строение. А Аллаху Всевышнему не присуще ничего из этого. И нельзя называть Аллаха телом, так как это — приписывание Богу недостатка. И нигде в Шари’ате не сказано, что Аллах — это тело, и, следовательно, нельзя так называть Аллаха».

Языковед Мадждуддин Мухаммад ибн Я’куб Файруз Абадий сказал означающее: «Направление — это указание местоположения». Ученый-языковед Ар-Рагиб Аль-Асфаханий сказал означающее: «Место — это то, что охватывает или окружает что-либо или кого-либо». Аль-Байадый сказал означающее: «Направлением называется то, что указывает на конечную точку, и цель, к которой стремится движущийся. Это понятие относится только к телам или объектам, а по отношению к Аллаху это абсурд». Ученый Абу Джа’фар Ат-Тахауий в своей книге по основам вероубеждения мусульман писал означающее: «Всевышнему Аллаху не присущи границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений [справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади], которые окружают созданных». То есть нельзя приписывать Аллаху границы и место. Имам ‘Али, да будет им доволен Аллах, сказал означающее: «Аллах был, и не было места, и сейчас Он существует таким, как и был (то есть без места)». В вечности не существовало ничего, кроме Аллаха. Он существовал до создания места, пространства, направлений, Небес, не нуждаясь в них, и после их создания не менялся и существует таким, каким был вечно, то есть без места и без направлений.

Продолжить чтение

Вероучение

Создание человека Богом

Создание человека Богом

Как был создан Богом человек

Сказано в Священном Кур’ане2это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن (Cypa 17, Аят 78) означающее: «Аллах3в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую вывел вас из чрева ваших матерей такими, что вы ничего не знали, и Он создал для вас слух, зрение и сердце [когда вы были еще в чреве], быть может вы будете благодарны».

О люди, задумайтесь, Аллах Всевышний наделил вас знанием того, чего вы не знали, после того, как вывел вас из чрева ваших матерей, где вы ничего не ведали. И даровал вам слух, чтобы вы услышали о том, что вам велено, а что запрещено и др.; даровал зрение, чтобы вы видели знамения Его творения, знакомились друг с другом и отличали с помощью зрения одно от другого. Аллах даровал вам и сердце, с помощью которого вы можете постигать и познавать. Сказано в Кур’ане (Сура 51, Аят 21) означающее: «И в вас [в людях] также [есть знамения Аллаха], разве вы не видите [как вы сотворены]?!».

Человек — это последний из видов, созданных Всевышним Аллахом. Аллах создал нашего Господина Адама, мир Ему, после сознания Небес, земель, гор, морей, деревьев и животных… Наш Господин Адам, мир Ему, — родоначальник всего человечества.

Пророк Адам, мир Ему, был создан в Раю в последний час пятницы — на шестой день из тех шести дней, в которые были созданы Небеса и земли. В Хадисе, который передал имам Муслим и другие от Абу Хурайры, сказано о том, что Посланник Аллаха, мир Ему и благословение, сказал означающее: «Лучший день недели — пятница. В этот день был создан Адам».

Аллах повелел Ангелу взять по горсти от всех видов земли, на которой мы живем: белую, черную и ту, что между ними, а также мягкую, твердую и ту, что между ними, и также хорошую, плохую и ту, что между ними. Эта земля была поднята в Рай, замешена там, став глиной. Затем Аллах превратил все это в плоть, кровь и кости и ввел туда душу. От имама Ахмада передано, что Пророк Мухаммад4в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском, мир Ему и благословение, сказал означающее: «Потомки Адама разные из-за земли, из которой был создан Адам. Есть люди с белой кожей, красной или черной, а также между этими. Среди них есть мягкие и суровые, а также между ними. Есть также скверные и хорошие, и между ними».

Некоторые люди ложно утверждают, что первый человек был подобен обезьяне, но на самом деле это не так. Пророк Адам (как и все другие Пророки, мир Им) имел красивую внешность. А также сказано в Священном Кур’ане (Cypa 95, Аят 4) означающее: «Аллах создал человека, наделив его самой прекрасной внешностью».

Продолжить чтение

Вероучение

Джинны в Исламе

Джинны в Исламе

Джинны — это разумные существа, созданные из огня. Доказательство существования джиннов есть как в Кур’ане5это слово необходимо читать на арабском как — الْقُـرْآن, так и в Хадисах Пророка, мир Ему и благословение.

Аллах6в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую создал джиннов из огня, а именно из чистого пламени, то есть из верхней части огня — из прозрачного «языка». Но это не значит, что тело джиннов это огонь (как и сказано, что Пророк Адам, мир Ему, создан из земли, но человеческое тело не является землей). Сказал Посланник Аллаха, мир Ему и благословение означающее: «Аллах создал Ангелов из света, джиннов — из чистого пламени, и создал Адама из земли».

В Кур’ане (Cypa 7, Аят 27) сказано означающее: «Он [шайтан] и его род [джинны] видят вас, но вы их не видите». Мы не видим джиннов в их настоящем облике, хотя есть признаки, которыми они выдают свое присутствие. Кроме того, джинны способны принимать вид некоторых животных или людей, но не могут оставаться в таком состоянии долгое время, и даже в образе другого существа у них есть недостаток или особенность. Например, джинн может принять образ человека, но при этом с козлиной ногой или с большими глазами и тому подобным. Однако важно помнить, что джинны не могут принимать образ Пророка ни во сне, ни наяву. Поэтому, кто увидел во сне Посланника Аллахa, тот на самом деле увидел именно Его.

Джинны во многом схожи с людьми: они нуждаются в пище, делятся на мужской и женский пол, женятся, имеют детей, болеют и умирают. Но они отличаются от людей тем, что размножаются, откладывая яйца, и живут намного дольше: по 1000, 2000 и даже 5000 лет. Джинны обладают удивительными способностями, например, за короткое время преодолевать большие расстояния и передвигать огромные и тяжелые предметы. Они могут возводить грандиозные сооружения и поднимать сокровища из морских глубин.

Среди джиннов есть верующие (т.е. мусульмане) и неверующие. Неверующие джинны называются шайтанами (черти, бесы, демоны) и их больше, чем верующих. Джинны-мусульмане бывают глубоко знающими в религии (мухаддисами), могут достичь степени святости, но среди них не бывает Пророков.

Подобно тому, как все люди произошли от Адама, все джинны — потомки Иблиса (сатаны, дьявола). Когда-то он был верующим джинном и жил в Раю, а его имя было ‘Азазиль (Иблис не является Ангелом и никогда им не был). Из-за высокомерия он отказался подчиниться Aллахy и отступил от Ислама. После этого он был проклят, с позором изгнан из Рая и низвергнут на землю. Он был назван Иблисом («лишенным милости»), так как никогда не будет прощен Аллахом. Иблис поклялся, что пока жив, будет пытаться сбивать людей с Истинного Пути.

Лучшая защита от шайтана — Вера в Аллаха и соблюдение Шари’ата. Главным оружием против шайтана являются религиозные знания, ведь именно они дают возможность отличить наущения шайтана от истины. Знающих и богобоязненных людей шайтаны боятся и обходят стороной. Также является защитой от шайтана быть в состоянии Тahарата, читать Зикр и Кур’ан.

Продолжить чтение

Спешите приобрести

Реклама

Популярное