Мы в сети

Библиотека

Акыда Ан-Насафий

Акыда Ан-Насафия

Наджмуддин Абу Хафс Ан-Насафий Аль-Ханафий – великий исламский теолог, известный как имам Ан-Насафий. Его полное имя – ‘Умар ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Исма‘иль ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Лукман. Его называли Наджмуддин, что означает «светило исламской науки», и он был признан как Шейхуль-Ислам[1]. Он был ученым-мухаддисом, муфассиром, муфтием[2], был знатоком исламского искусства и этикета.

Имам Ан-Насафий родился в 461 г. по hиджре (1069 г. по григорианскому календарю) в городе Насаф (Нахшаб)[3] недалеко от Самарканда.

В поисках знаний он путешествовал по разным странам. У него было много учителей – 555 шейхов, о которых он написал в одной из своих книг. Среди этих шейхов: Абуль-Касим ибн Баян, Исма‘иль ибн Мухаммад Ан-Нухий Ан-Насафий, Аль-Хасан ибн ‘Абдуль-Малик Аль-Кадый, Маhдий ибн Мухаммад ибн ‘Аляуий, Абдуллаh ибн ‘Али ибн ‘Иса Ан-Насафий, Абуль-Юср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Аль-Хусейн Ан-Насафий, Хусейн Аль-Кашгарий, Абу Мухаммад Аль-Хасан ибн Ахмад Ас-Самаркандий, ‘Али ибн Аль-Хасан Аль-Матуридий, Абу ‘Али Аль-Хасан ибн Абдуль-Малик Ан-Насафий.

Ученики имама Ан-Насафий, которые передавали от него знания: его сын Абуль-Ляйс Ахмад ибн ‘Умар ибн Мухаммад Ан-Насафий, Мухаммад ибн Ибраhим Ат-Турбуштий, ‘Умар ибн Мухаммад ибн ‘Умар Аль-‘Укайлий, Абу Са‘д ‘Абдуль-Карим Ас-Сам‘аний и многие другие.

Имам Ан-Насафий написал более 100 трудов, в том числе много книг по разным наукам (‘Акыда, Фикh, Тафсир, Хадисы, история, арабский язык и др.). Особенностью некоторых его работ является их стихотворная форма.

Среди его работ по ‘Акыде – «Аль-‘Акаид Ан-Насафийя» («Вопросы ‘Акыды в изложении имама Ан-Насафий»), которая является сжатым изложением основ Исламского вероучения. Многие ученые изучали эту его работу и писали подробные комментарии к ней. Например, один из самых известных комментариев сделал Са‘дуд-Дин Мас‘уд ибн ‘Умар Ат-Тафтазаний (умер в 791 г.h.). Завершив объяснение этого труда, он сказал: «Воистину, мухтасар[4] под названием «Аль-‘Акаид» охватывает много важных вопросов, которые являются основой нашей Религии. В этой работе автор точно и наилучшим образом выразил основы вероучения».

Ученые признали имама Ан-Насафий факыhом – знатоком ханафитского мазhаба и теологом мирового масштаба.

Имам Ан-Насафий умер в Самарканде 12-го Джумадаль-уля в 537 г.h. в возрасте 76 лет.

____________________________

[1] почетный титул главы ученых своего времени

[2] то есть имел право давать религиозные заключения (фатуа)

[3] на территории современного Узбекистана

[4] краткое изложение

Аль-‘Акаид Ан-Насафийя 

Основы исламского вероучения в изложении имама Ан-Насафий

Имам Ан-Насафий (да будет ему милость Аллаhа) сказал: «Истинные теологи[1] сказали:

“Сущность всего существующего – установлена (сабита[2]). И знание о сути вещей неоспоримо[3] (мутахаккык) вопреки мнению философов-софистов[4].

Путей получения [истинных] знаний у людей три: нормальное восприятие[5], достоверные сведения, разум.

Существует пять путей восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Каждое из этих ощущений, например, слух, вкус, обоняние, воспринимает именно то, для чего оно было создано.

Достоверные сведения бывают двух видов:

(Первое) – достоверное известие (хабар мутауатир[6]). Это информация, переданная таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились об обмане. И оно дает нам такие знания, которые не нуждаются в доказательствах и дополнительных размышлениях (‘ильм дарурий), например, знания о правителях, которые правили в давние времена в далеких странах.

(Второе) – сообщение Посланника[7]. Его пророческая миссия подкреплена Чудом[8], поэтому все, что Он передает, является достоверной информацией (‘ильм истидлялий[9]). Знание, полученное от Пророка, подобно знанию, полученному через непосредственное восприятие, то есть несомненно.

 Разум также является способом получения истинных знаний.

Знания, полученные при помощи разума, бывают очевидными  – опирающимися на здравый смысл и не требующими размышления (‘ильм дарурий) (например, что часть меньше целого), или приобретенными (иктисабий) – требующими изучения и рассуждения (истидляль).

Теологи (Аhлюль-хакк) сказали, что озарение (ильhам) не является путем[10] познания истины (ма‘рифа).

 Мир со всеми его частями – создан[11], так как он состоит из объектов и их свойств.

Объект (‘айн) – это то, что существует само по себе [то есть занимает место в пространстве, которое одновременно с ним не занимает другой объект], и оно либо делимое – тело (джисм), либо неделимое  – это неделимая (мельчайшая) частица (джауhар).

Свойство (‘арад) – это то, что не существует само по себе, а проявляется у тел и у неделимых частиц (джауhар), как цвет[12] (альуан), состояние[13] (акуан), вкус и запах.

Создатель этого мира – Аллаh Всевышний: Один-Единственный, Вечный без начала, Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всеслышащий, Всевидящий, Делающий все, что Он хочет, и все происходит по Его Воле. Он (Аллаh) – не свойство[14] и не тело, не джауhар (мельчайшая неделимая частица), не имеет образа (внешнего вида, формы). Он не является ограниченным (махдуд), исчисляемым (ма‘дуд), делимым на части, дополняемым, расчленяемым (мутаджаззи, мутаба‘ид), не имеет строения и структуры, не является состоящим из частей (мутараккиб) и конечным (мутанаh).

Его не описывают с помощью определений, которые используются для описания сущности созданных (маhия) и их свойств (кайфийя).

Он не занимает места в пространстве и не связан со временем. И ничто не подобно Ему. Нет ничего, что было бы скрыто от Него (Он – Всезнающий), и нет ничего, что не было бы в Его Власти (Он – Всемогущий).

У Аллаhа  вечные Сыфаты, которые присущи только Ему. Они неотделимы от Него, но и не являются Его частью. Эти Сыфаты не являются ни Им Самим, ни чем-либо другим.

Это [некоторые Его Сыфаты]:

·         Всезнание  (الْعِلْمُ),

·         Всемогущество (الْقُدْرَةُ, الْقُوَّةُ),

·         Жизнь (الْحَيَاةُ) ,

·         Всеслышание (السَّمْعُ),

·         Всевидение (َالْبَصَرُ),

·         Воля  (الإِرَادَةُ، الْمَشِيئَةُ),

·         Действия (الْفِعْلُ),

·         Создавание (التَّخْلِيقُ),

·         Наделение средствами к существованию – ризком (التَّرْزِيقُ),

·         Речь (الْكَلاَمُ).

Аллаh Всевышний говорит Речью, Которая является Его вечным Сыфатом. Она не является ни буквами, ни звуками. Этот Сыфат указывает на то, что Создателю не присуще молчание или какой-либо недостаток в речи. Аллаh Всевышний Своей Речью приказывает, запрещает и сообщает. Кур`ан в значении Сыфата Аллаhа «Речь» не является созданным.  А его текст на арабском языке – это выражение Речи Аллаhа, записанное в наших Мусхафах[15], запечатленное в наших сердцах. Мы читаем его, произнося языком звуки, слышим эти звуки ушами, но сама Речь Аллаhа (как Сыфат) не является этими звуками и не содержится в них.

СоздаваниеСыфат Аллаhа, вечный без начала. Этим Сыфатом Аллаh создал весь этот мир и все его части. Они появляются в бытие именно в то время, в которое Он предопределил их существование. [А сам Сыфат Аллаhа «Создавание» не связан со временем]. Создавание – это Сыфат Аллаhа, и он не является созданным, [а созданное – это результат Создавания].

Воля Аллаhа – это Его вечный Сыфат, неотделимый от Него и не являющийся Его частью.

Разум не отрицает возможности видеть Аллаhа, и на основании того, что передано через Пророка, необходимо верить в то, что мусульмане обязательно увидят Аллаhа глазами на Том Свете. Они увидят Его без места, без направления, без нахождения перед кем-либо, не нуждаясь в лучах света, без какого-либо расстояния между смотрящим и Аллаhом.

Аллаh Всевышний – Создатель действий своих рабов: веры, неверия, послушания и грехов. И все это происходит по Его Воле, по Его Предопределению, Он [знает обо всем, что происходит и] создает это. У Его рабов есть произвольные действия (они действуют по своему выбору без принуждения). Они получат вознаграждение[16] за благие дела и наказание за грехи. Благие дела, которые совершают рабы Аллаhа, одобрены Им (Он любит благодеяния), а злодеяния, которые совершают рабы Аллаhа, не одобрены Им (Аллаh не любит грехи).

Способность (истита‘а) одновременно с действием – это и есть сущность силы, посредством которой происходит само это действие. [Понятие «способность» (истита‘а) имеет 2 значения. Первое – способность, которая дается рабу одновременно с действием – это качество созданного, которым Аллаh наделяет его, когда раб решил что-то совершить после того, как у него появилась возможность. Например, если человек хочет сказать что-то, то для этого ему необходимы нормально функционирующие органы речи, а если он хочет что-то взять, то для этого ему необходимы руки. Так происходит каждое действие созданного. Второе – это возможность, которая выражается в наличии причин, приспособлений и нормально функционирующих органов. И как сказано в Священном Кур`ане (Сура «Али ‘Имран», Аят 97), что Аллаh повелел выполнить Хадж (Паломничество) тем, кто способен, то есть имеет возможность совершить его. Толкование понятия «способность» в этом Аяте: «Накопленное имущество и средство передвижения». И в этом значении  способность предшествует действию]. И способностью называется наличие соответствующих причин, приспособлений и нормально функционирующих органов.

Ответственность (таклиф) возлагается в соответствии со способностью. И на раба Аллаhа не возлагается то, что он не способен сделать.

Когда один человек бьет другого, и у того появляется ощущение боли, а также когда кто-то бьет стекло, и оно от этого разбивается [и тому подобное] – все это создано Аллаhом.  Его рабы не являются соучастниками Аллаhа в создавании.  Умерший ушел из жизни в свой срок. И смерть, постигшая умершего, создана Аллаhом Всевышним.

И раб не в состоянии создать что-либо, в том числе и то, что он приобретает. Срок (отпущенный для жизни) – один.

Запрещённое (харам) тоже является ризком (пропитанием, средством к существованию), которое создал Аллаh. Каждый сполна получает свой ризк, будь он разрешённый (халяль) или запрещённый (харам). И невозможно представить, что кто-то из людей не употребит свой ризк или, что он достанется кому-то другому.

Аллаh Всевышний дает быть в заблуждении тому, кому хочет, и дарует Истинный путь, кому хочет.

Аллаh Всевышний не обязан давать своему рабу то, что будет лучше для него.

Мучение в могиле у неверующих и некоторых грешных мусульман, а также наслаждение в могиле у богобоязненных мусульман  и допрос Ангелов Мункара и Накира – являются истиной, так как они подтверждены в религиозных текстах.

Воскрешение (в День Суда) – это истина. Взвешивание  (деяний) – это истина. Книга (деяний) – это истина. Отчет – это истина. Водоем (Хауд) – это истина. Мост (Сырат) – это истина. Рай – это истина, ад – это истина, и они оба уже существуют сейчас. Они были созданы и будут существовать вечно без конца, не исчезнут никогда, а также не исчезнут их обитатели.

Большой грех не выводит верующего раба из Веры (Иман), и не вводит его в неверие (куфр).

Аллаh Всевышний не прощает ширк[17], но прощает другие грехи, большие и малые, кому хочет. И возможно наказание за малый грех и прощение большого греха, при условии, что человек не считал это дозволенным[18]. Так как утверждать, что запрещенное разрешено – это неверие.

Заступничество (шафа‘а) Посланников и наилучших из верующих за мусульман, совершивших большие грехи, подтверждено в религиозных источниках[19]. Верующие, совершившие большие грехи, не будут вечно пребывать в аду, даже если они и умерли, не раскаявшись.

В Шари‘ате понятие Веры – это признание и подтверждение всего того, что передал Пророк, мир Ему, от Аллаhа Всевышнего. Деяния верующих отличаются, а сама основа Веры не увеличивается и не уменьшается[20]. Вера  и Ислам – одно и то же. Поэтому, если раб подтверждает и признает [все, что передал Пророк], и скажет: «Воистину, я – верующий», то это правильно. Но нельзя говорить [с сомнением]: «Я – верующий, дай Бог (ин ша Аллаh) «.

[Аллаh и Его Сыфаты не изменяются, а изменяются состояния созданных]. Счастливый может стать несчастным, и, наоборот, несчастный может стать счастливым[21]. И изменение счастья и несчастья происходит у созданного, а «Творение счастья» или «Творение несчастья» –  это Сыфаты Аллаhа, и они не меняются. Воистину, Аллаh и Его Сыфаты не меняются.

Караматы аулия (чудеса святых) – это истина. Всевышний дарует святым чудеса, то есть явления, которых не бывает в обычном порядке вещей. Например: преодоление большого расстояния за короткое время, появление еды, напитков и одежды при необходимости, хождение по воде, полёт в воздухе, речь неживого предмета или неговорящего (немого) существа и другие подобные дела. Карамат святого является чудом Пророка (му‘джиза), за которым он следует. И это потому, что карамат подтверждает, что такой человек – святой, но он не стал бы святым, если бы не следовал за Пророком.

Самый лучший из людей [нашей общины] после Пророка Мухаммада, мир Ему – это Абу Бакр АсСыддик[22] (да будет ему милость Аллаhа), затем ‘Умар Аль-Фарук[23], затем ‘Усман Зун-Нурейн[24], затем ‘Али Аль-Муртада[25].

И их правление (халифатство) было в таком же порядке.

Правление [первых] праведных халифов длилось тридцать лет, после чего начался период правления королей и эмиров.

Необходимо, чтобы у мусульман был имам (лидер), чтобы  был известен и доступен для людей, а не скрыт или ожидаем, и чтобы он был из курайшитов.

Необязательно, чтобы правитель был непогрешимым[27] и лучшим из людей своего времени. Но обязательно, чтобы он соответствовал определенным условиям [: был мусульманином, достоверным, мужчиной, умственно здоровым, свободным, достигшим зрелости] и обладал качествами, необходимыми для управления государством: мог обеспечивать выполнение законов, защиту границ и восстанавливать справедливость, спасая угнетенного от угнетателя. Не является основанием для смещения имама (правителя) с его поста совершение больших грехов или жестокость.

Допускается[28] выполнять коллективный Намаз за любым имамом – как благочестивым, так и грешным. Также и Намаз-Джиназа совершается любому мусульманину – как благочестивому, так и грешному.

Мы не говорим плохо [обобщая] о сподвижниках Пророка. И мы убеждены, что десять из них, которым Пророк, мир Ему, [еще при жизни] обещал Рай, [на самом деле] будут в Раю.

Мы считаем правильным протирание хуффов[29] для выполнения омовения (Ууду) дома или в путешествии. Также мы не запрещаем употреблять напиток «набиз ат-тамр»[30].

Ни один святой никогда не достигнет степени Пророков. И не существует такой степени, при которой раб Аллаhа освобождается от обязанностей и запретов.

Тексты из Кур`ана и Хадисов  надо понимать так, как есть [кроме особых случаев, в которых необходимо толкование]. А те, кто отвергают такой подход, как [например] течение батынийя[31] – неверующие. А также неверием является непризнание[32] этих текстов. А также является неверием считать греховное дозволенным или относиться с пренебрежением и насмешкой к тому, что Бог запретил[33]. А также является неверием оскорбление Шари‘ата.

Убежденность в том, что Аллаh никому [из верующих грешников] не прощает грехи – это неверие. И неверием является уверенность в том, что никто [из верующих] не будет наказан за грехи.

Верить словам предсказателя о том, о чем Аллаh не дал знать никому (гайб) – это неверие.

«Ма‘дум» (несуществующее) не является «шай`»[34].

В молитве живых за умерших и в милостыне за них есть польза для умерших. Аллаh Всевышний отвечает на молитвы (просьбы) и дарует [тем, кто к Нему обращается] то, в чем они нуждаются.

То, что сообщил Пророк, мир Ему, о признаках приближения Судного Дня, таких, как появление Даджаля, живого существа «даббатуль-ард», народов я‘джудж и мА‘джудж (гог и магог), нисхождение с Небес на землю ‘Исы (Иисуса), мир Ему, и восход солнца с запада – все это истина.

Заключение муджтаhида[35] может быть как ошибочным, так и верным[36].

Посланники из людей лучше, чем главные Ангелы, а главные Ангелы лучше святых людей, а те, в свою очередь, лучше остальных Ангелов.

И Аллаh знает лучше».
_________________________________
[1] Аhлюль-хакк («несущие истину»), то есть теологи Аhлюс-сунна уаль-джама‘а

[2] Утверждена, то есть все существующее (ашья`) существует реально, а не является иллюзией или чем-то воображаемым. Существующее – это то, что можно наблюдать (то есть созданные, наличие которых подтверждает существование Создателя), а также то, существование чего подтверждает Шари‘ат (здесь речь идет о Создателе, Которого мы не можем себе представить, но знаем, что Он Существует).

[3] то есть суть вещей познаваема и истинное понимание вещей возможно (это отрицают только философы-софисты)

[4] они утверждали, что объективной истины не существует, а есть только субъективное восприятие вещей

[5] например, органами чувств, которые адекватно (без искажений) воспринимают действительность

[6] Известие мутауатир – это такое сообщение, в правдивости которого нет ни малейшего сомнения, поскольку в нем не допускается вероятность обмана. Для того, чтобы сообщение являлось мутауатир (достоверным), есть 4 условия (условия тауатур): 1) это известие передано таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились об обмане; 2) это известие передавалось по цепочке от одной большой группы к другой (не меньшей по численности) – и так от начала до конца; 3) в этом сообщении должно рассказываться о явном событии (то, что можно видеть, слышать, чувствовать на вкус и т.п.), а не должно быть умозаключением, и оно должно быть передано от тех, кто сами были его свидетелями; 4) чтобы это сообщение содержало полезную информацию.

Условия тауатур должны соблюдаться на всех ступенях передачи информации. Если в первой группе передатчиков не были соблюдены условия тауатур, то даже если в последующих ступенях будет большое количество людей, это уже не будет достаточным, чтобы считать эти знания достоверными (имеющими степень тауатур).

[7] а также Пророка, который не является Посланником

[8] Чудо (Му‘джиза) – это необычное явление, которое происходит у того, кто утверждает, что он – Пророк, и это явление подтверждает истинность того, что он говорит. Чуду Пророка невозможно противопоставить какое-либо другое необычное явление.

[9] То есть знание, полученное путем доказательства. Например, когда два утверждения приводят к третьему (выводу): 1) мир изменяется; 2) все, что меняется нуждается в том, кто его меняет (то есть создает изменения); 3) у мира есть Создатель.

[10] объективным доказательством

[11] Имеет начало своего существования (мухдас).

[12] Основа цветов: красный, зелёный (голубой) и желтый. Остальные получаются в результате смешивания этих.

[13] Состояния тел: соединение, разделение, движение, покой.

[14] Аллаh – Сущий Сам по Себе и не нуждается в ком-либо. А свойство (‘арад) не может существовать самостоятельно, а существует только вместе с объектом.

[15] Мусхаф – это книга, в которой записан текст Священного Кур`ана

[16] Вознаграждение на Том Свете получат только мусульмане

[17] а также любой другой вид неверия тому, кто умер неверующим

[18] зная, что это запрещено

[19] в Священном Кур`ане и Хадисах Пророка

[20] Основа Веры не уменьшается и не увеличивается. А качество Веры, т.е. ее степень, может увеличиваться или уменьшаться (говорят, например, что Вера бывает сильной или слабой), в зависимости от того, делает человек добро или грешит.

[21] Несчастный – этот тот, чьи деяния не одобрены Аллаhом, а счастливый – это тот, чьи деяния одобрены Аллаhом.

[22] Правдивейший

[23] Различающий добро и зло – так называли ‘Умара ибн Аль-Хаттаба

[24] Обладатель двух светочей – так называли ‘Усмана ибн ‘Аффана

[25] Тот, кем доволен Аллаh – так называли ‘Али ибн Абу Талиба

[26] Имам ʻАли – четвертый халиф, двоюродный брат Пророка Мухаммада, мир Ему

[27] Нет условия, чтобы правитель был как Пророк, то есть защищенным от неверия и больших грехов

[28] Намаз является действительным

[29] Обувь или носки, соответствующие определенным условиям

[30] Напиток, получаемый в результате брожения фиников в воде, не достигший такой степени, чтобы оказывать опьяняющее действие

[31] Сторонники свободного, аллегорического толкования Откровения, приписывающие ему тайный смысл, который якобы скрыт от большинства людей и противоречащий убеждениям Аhлюс-сунна уаль-джамаʻа

[32] То есть отвергать то, что передано через Откровение, зная, что  это – Откровение

[33] Например, считать, что в совершении греха нет ничего страшного

[34] Эта тема требует подробного разъяснения

[35] Учёный, имеющий право выносить религиозные заключения  по вопросам фикhа

[36] То есть совпасть с тем, что на самом деле является истинным

 

Реклама

Спешите приобрести

Реклама
Что такое Хиджама (кровопускание) и в чем ее польза?
Здоровье6 дней

Что такое Хиджама (кровопускание) и в чем ее польза?

Как Пророк Ибрахим переселился в Палестину
Истории1 неделя

Как Пророк Ибрахим переселился в Палестину

О Чуде Пророка Ибраhима, когда Он не сгорел в огне
Истории3 недели

О Чуде Пророка Ибраhима, когда Он не сгорел в огне

Как Пророк Ибраhим призывал к Исламу тирана Нумруда
Истории1 месяц

Как Пророк Ибраhим призывал к Исламу тирана Нумруда

Как Пророк Ибрахим (Авраам) разбил идолов, которым поклонялся Его народ
Истории2 месяца

Как Пророк Ибрахим (Авраам) разбил идолов, которым поклонялся Его народ

Как Пророк Ибрахим противостоял язычникам
Истории2 месяца

Как Пророк Ибрахим противостоял язычникам

Как Пророк Ибрахим (Авраам) призывал к Исламу
Истории3 месяца

Как Пророк Ибрахим (Авраам) призывал к Исламу

О Пророчестве и Послании Ибрахима, мир Ему
Истории3 месяца

О Пророчестве и Послании Ибрахима, мир Ему

Место, направления и тела - созданы Аллахом
Вероучение4 месяца

Место, направления и тела — созданы Аллахом

Создание человека Богом
Вероучение4 месяца

Создание человека Богом

Джинны в Исламе
Вероучение4 месяца

Джинны в Исламе

Какие есть Ангелы в Исламе
Вероучение4 месяца

Какие есть Ангелы в Исламе

Судный день в Исламе
Вероучение4 месяца

Судный день в Исламе

Какой ад в Исламе
Вероучение4 месяца

Какой ад в Исламе

Про Рай в Исламе
Вероучение4 месяца

Про Рай в Исламе

Как выглядит Аль-Арш - потолок Рая
Вероучение4 месяца

Как выглядит Аль-Арш — потолок Рая

О создании Богом солнца и луны
Вероучение4 месяца

О создании Богом солнца и луны

Доска судеб в Исламе (Лавхул Махфуз)
Вероучение4 месяца

Доска судеб в Исламе (Лавхул Махфуз)

Создание Небес и земли
Вероучение4 месяца

Создание Небес и земли

Первое создание Бога
Вероучение4 месяца

Первое создание Бога

Популярное